Российский этап чемпионата мира по турингу — одно из самых ожидаемый событий в отечественном автоспорте. И не только потому, что смотреть туринговые гонки интересно благодаря красивой борьбе среди пилотов, но и потому, что вот уже несколько лет в них участвует российская команда Lada Sport.

 

Традиционно этап проходит на подмосковной трассе Moscow Raceway, однако в этом году промоутер чемпионата Франсуа Рибейро хотел изменить эту традицию и перенести этап в Сочи, на новую формульную трассу. Причиной тому стало в том числе желание организаторов привлечь большее число зрителей, хотя российские трибуны и так далеко не самые пустые в чемпионате. Переговоры велись долго, однако уже весной стало понятно, что договориться не получается, и соревнование вновь вернулось в уже ставшие родными стены Moscow Raceway. Параллельно с этим было принято важное решение: сделать вход для зрителей во время этого гоночного уикенда бесплатным, и это сработало. Даже несмотря на холодную и дождливую погоду трибуны (особенно Главная трибуна с защитным козырьком) были заполнены болельщиками, а команда Lada Sport получила очень громкую поддержку своих фанатов. Впрочем, вполне заслуженно, потому что результаты этапа были не просто лучшими за всю историю команды, но, прямо скажем, настолько невероятными, что за пару дней до гонки никто бы и не смог поверить!

 

Удивительные события начались еще в субботу, когда Lada впервые за все время квалифицировалась на поуле: Ник Катсбург, уже второй год выступающий за отечественную команду, во время дождевой квалификации показал лучшее время дня в 1.57.722, лишь немного уступив самому себе в первой квалификационной сессии (1.57.569). И лучшего результата в субботу не добился больше никто. При этом погодные условия были близки к тому, чтобы назвать их катастрофическими: дождь поливал даже не как из ведра, а как из ванны, и за 10 минут до старта первого сегмента трасса была сплошь покрыта водой.

 

Мало того что Ники Катсбург завоевал поул — два других пилота Lada Sport Габриэле Тарквини и Хьюго Волан показали соответственно второе и третье время, полностью закрыв на старте Основной гонки первые позиции на гриде желтыми машинами. Что характерно, Ники Катсбург и Габриэле Тарквини лидировали во всех трех сегментах, а Хьюго Волан, в начале откатившийся на пятую позицию, затем «догнал» своих партнеров по команде и прочно закрепился на третьем месте.

Хьюго Волан

 

— Честно говоря, — сказал французский пилот, — я вообще не ожидал, что окажусь по итогам квалификации на третьем месте. Когда я финишировал, я уже знал, что уступаю Нику Катсбургу порядка трех секунд и рассчитывал, что окажусь хотя бы в десятке. Но мое время было даже лучше, чем у Норберта Микелиса! Первый раз за свою карьеру я попадаю в третий сегмент квалификации, и это благодаря не только нашей команде в целом, но и Габриэле Тарквини в том числе, который помог найти для наших машин идеальные настройки для дождевой гонки.

Поул-позицию завоевал голландец Ники Катсбург. Про него можно сказать, что он однозначно самый быстрый пилот в команде, и один из самых быстрых во всем чемпионате.

Ник Катсбург

 

Это не удивительно: Ники сейчас на гребне волны и буквально нарасхват. Он принимает участие не только в чемпионате мира по турингу, но и в других соревнованиях, например, в Blancpain GT Series, в январе мы могли наблюдать его в 24 часах Дайтоны, а совсем недавно он выступал в 24 часах Нюрбургринга. Еще одна серия, где он участвует — американская IMSA WeatherTech SportsCar Championship. В основном он привык к заднеприводным автомобилям, но тем интереснее, по его словам, ехать в туринге на переднеприводной Lada, особенно дождевую гонку, потому что это настоящий вызов его навыкам пилота.

 

После нового формата квалификации МАС3, введенного в этом году, когда команды тремя машинами соревнуются за лучшее общее среднее время круга, трибуны взорвались овациями еще раз: Lada снова показала лучший результат, но, к сожалению, радость была недолгой. Судьи оштрафовали команду на 30 секунд за фальстарт, допущенный Габриэле Тарквини, так что по факту победу одержала Honda.

К воскресным гонкам напряжение на трибунах и в боксах команды достигло своей пиковой точки. На автодроме собралось все руководство команды, и успешный финиш был очень желателен — как всегда на домашней трассе.

 

Первая гонка по новому регламенту этого года проходит с реверсивного старта, так что ярко-желтые Lada в гонке Открытия стартовали с 8-9-10 полей на решетке. Чтобы подняться наверх, требовалось побороться с весьма сильными пилотами, такими как Тьяго Монтейро, Иван Мюллер, Том Коронель, Хосе-Мария Лопес и другими. Поэтому ни на какие особые результаты зрители и болельщики особо не рассчитывали. И зря.

 

Гонка началась с отложенного старта. На прогревочном круге пошел дождь — сильнее с каждой минутой. Организаторы моментально объявили гонку дождевой и вернули машины на грид, чтобы команды имели возможность переобуться в дождевую резину. Через 10 минут автомобили вновь вышли на формовочный круг. Гонка стартовала по воде.

 

Уже на первом круге Тарквини, стартовавший с 9-й позиции, прорывается вперед на 4-е место, и это совершенно невероятно, учитывая, кого ему пришлось обходить: Норберт Микелис и Том Коронель не из тех, кто легко сдается. А вот с Хосе Марией Лопесом итальянцу пришлось даже «пободаться»: пара легких контактов едва не привели к тому, что Тарквини мог угрожать очередной штраф. Однако, рассмотрев обстоятельства, происходящие на трассе, судьи решили никого не наказывать. Параллельно с Габриэле Тарквини свой прорыв начал и Ник Катсбург, и Хьюго Волан. Было очевидно, что на мокрой трассе Lada в разы превосходит все остальные автомобили, даже включая чемпионские Ситроены, и то, как наши пилоты прорывались вперед, доказало, что не только они сами первоклассные спортсмены, но и машины конкурентоспособны.

 

Катсбург легко обходил по внешней траектории мешающие ему на пути автомобили и к пятому кругу поднимается до четвертой позиции, в то время как Тарквини идет уже вторым. Для опытного итальянца на пути к победе осталась единственная преграда — Иван Мюллер, его старый товарищ и друг, но и он не смог удержать пилота Lada.

 

«Когда твоя машина отлично настроена и ты видишь, как впереди дрифтит соперник, ты понимаешь, что совсем скоро ты его достанешь и обгонишь», — сказал после гонки Тарквини. Так и случилось. Пятый круг для него стал решающим, и именно он принес ему заслуженную победу в первой гонке. Слегка расстроенный поначалу, что ему не досталась поул-позиция по итогам квалификации, Габриэле Тарквини был полностью вознагражден за свои знания и усилия. Тем временем, Ники Катсбург начал свою дуэль за второе место с тем же Иваном Мюллером. Несколько раз они менялись позициями, Мюллер никак не хотел сдаваться, но в итоге ему пришлось уступить место.

Сложно представить, что творилось на трибунах, когда две желтые Lada прорвались на первые позиции в гонке! Таких криков и рукоплескания подмосковный автодром еще никогда не слышал! Надо отдать должное и Хьюго Волану, который сумел подняться до пятого места и принести команде дополнительные очки.

Напротив наградного подиума собрались все, кто только мог. Первый победный дубль Lada Sport в гонке с реверсивным стартом был лучшим подарком тем, кто болеет за российский автоспорт. Теперь, затаив дыхание, все ждали второй гонки. Дождь закончился, трасса начала подсыхать; как это скажется на результатах для нашей команды, было пока не очень понятно.

 

Тем не менее это был самый красивый грид WTCC из всех, которые я когда-либо видела. Три наших автомобиля на первых позициях стартовой решетки: Ники Катсбург на поул-позиции, следом Тарквини и сразу за ним Волан!

 

Теперь оставалось финишировать с минимальными потерями, потому что посуху соперники безусловно получали определенное преимущество. Это стало понятно с первых секунд после старта, когда Хьюго Волан потерял пару позиций. Норберт Микелис и Джеймс Томпсон быстро обошли менее опытного молодого француза. Однако Катсбург и Тарквини продолжали наращивать преимущество и отрываться от преследующих соперников. И на протяжении всего заезда вся остальная борьба уже проходила за их спинами.

 

В итоге результаты второй гонки, хотя и были более прогнозируемыми, все равно оказались долгожданными: второй победный дубль был совершенно невероятной наградой для всех тех, кто под дождем болел за нашу команду. Такого в ее истории еще не было!

Виктор Шаповалов

Сразу после гонки руководитель команды Виктор Шаповалов рассказал о том, как команде удалось добиться таких неслыханных результатов, и что ее может ожидать во второй половине сезона 2016 года.

Виктор Шаповалов

 

— Нам очень помогли тесты в Маньи-Куре, состоявшиеся перед германским этапом, — сказал Виктор Шаповалов. — На Нордшляйфе нам не удалось реализовать результаты тех тестов, а вот здесь все получилось, все заработало. У нас есть определенные идеи, как заставить машины ехать, и куда двигаться с точки зрения развития машины, и это связано не только с настройками, но и в целом с использованием автомобилей. Пока мы еще не все доделали, но, думаю, что к Аргентине сможем закончить все тесты в этом направлении, и, надеюсь, что там это заработает на полную мощь. Конечно, нас сейчас довесят, но все равно, надеюсь, мы будем себя уверенно чувствовать.

Габриэле Тарквини

 

— Правда ли, что Тарквини так много привнес в понимание правильных настроек автомобилей?

— Не столько в смысле каких-то идей, идеи были общие, сколько в смысле собственной коммуникабельности, открытого сознания, понимания развития автомобиля и точной информации и опыта работы с инженерами. Он дает инженерам очень много правильной и нужной информации, в то время как молодые пилоты еще не способны коммуницировать на таком уровне и на вопросы инженеров отвечают скорее «да» или «нет», а не развернуто.

— Тарквини — самый опытный пилот в команде, Катсбург — это прежде всего скорость. А что дает Хьюго Волан?

— Он перспективный и привносит некое будущее. Ему всего 23 года, возможно, пока не хватает опыта и скорости адаптации к автомобилю, но при всем этом он едет на уровне топ-пилотов, проигрывая совсем чуть-чуть. Я считаю, что сегодня он провел очень хорошую гонку, прорываясь с 8-й позиции и не совершая ошибку! Это дорого стоит. Перспективы огромные, считаю, что на следующий сезон он вполне может быть в топе.

Ник Катсбург

Ник Катсбург

 

Обладатель поул-позиции и победитель Основной гонки российского этапа WTCC был не просто счастлив: первая ступенька подуима на Moscow Raceway стала для него первой победой в чемпионате. Но это лишь заставило его серьезнее взглянуть на собственные возможности и дальнейшие перспективы.

— Как ты оцениваешь произошедшее в Москве? Это случайность или закономерность?

— До этого и в Маракеше, и на Хунгароринге в Венгрии были дождевые гонки. Мы учимся, мы работаем с машинами, и сегодняшние победы, конечно, закономерность, а не случайность. Но я очень рад, что этот прорыв случился именно в Москве.

— Каждый из вас, троих пилотов, привносит в гонку что-то свое. Тарквини, например, опыт и знания. А что исходит от тебя? Скорость?

— У меня большой опыт езды на разных автомобилях. На совершенно разных автомобилях. И я стараюсь эти навыки привносить сюда, в «общий котел». У меня обычно получаются квалификации. Габриэле всегда хорош в гонке, у Хьюго хорошо выходят старты. Каждый делает то, что он может, и когда мы это обобщаем и делимся этим друг с другом, у нас получается все лучше и лучше. Эта команда нас всех объединила, мы стали друзьями. Знаешь, как бывает — люди вроде бы общаются и в хороших отношениях, но никогда не делятся друг с другом своими секретами, чтобы другой не стал быстрее. У нас такого нет, у нас все общее.

 

— А вы и раньше дружили?

— Нет, я с ними даже не был знаком как следует, но сразу же после того как мы оказались в одной команде, возникло чувство, что мы давно друг друга знаем. И к тому же хорошо, что наша команда наконец обрела стабильность: весь сезон мы будем ездить вместе, и не будет никакой смены пилотов.

— Ты говорил, что переднеприводные автомобили для тебя самый сложный тип, наверное, дождь еще больше усложнил задачу?

— Для меня дождь — самые сложные условия гонки. В дождь тяжело ускоряться, тяжело входить в повороты, особенно на переднеприводном автомобиле. И мне приходилось сражаться не столько с соперниками, сколько с автомобилем, но уже к квалификации я нашел какие-то варианты, и это хорошо сработало.

— Тебя узнают на улицах в Голландии?

— В Москве, пожалуй, даже больше, чем в Голландии! (Смеется). В Голландии сейчас другой герой — Макс Ферстаппен. Но, конечно, те, кто увлекается автоспортом, обо мне знают. Со временем у меня появляется больше поклонников, я вижу это по соцсетям. Так что вполне возможно, что когда-нибудь мне удастся догнать по популярности Макса Ферстаппена, если он, конечно, остановится.

 

Во время финальной пресс-конференции Ники Катсбург узнал, что благодаря завоеванным на российском этапе очкам он теперь делит в личном зачете второе место с Меди Беннани (у обоих пилотов по 118 очков), а Хосе Мария Лопес впереди почти с двукратным отрывом. Эта новость очень обрадовала голландца, который сказал, что теперь у него есть новый отличный стимул бороться за победы.

 

Команда Lada Sport Rosneft, в свою очередь, сократила отставание в зачете производителей, и хотя она пока находится все еще на третьем месте из четырех, разница по очкам с Хондой теперь составляет всего 28 очков.

Немного о том, что делается для того, чтобы гонка состоялась

Помимо того, что мы видим в качестве «обложки» каждого этапа — квалификация, гонки, автограф-сессии и жизнь в паддоке, существует еще внутренняя составляющая чемпионата, которая и делает все происходящее возможным.

Огромные службы, как внутренние, так и внешние, следят за логистикой и грузоотправкой, решают вопросы питания, а менеджеры команд занимаются внутренними, не менее сложными оргвопросами. Обо всем этом мы поговорили с двумя людьми, которые, кажется, знают все в этой области.

 

Ральф Вейшедель, консультант по логистике WTCC, отвечает за всю работу по грузоотправке WTCC и контакты с главным грузоперевозчиком — компанией DHL.

— В общей сложности у серии 30 грузовиков, однако ими мы пользуемся в основном в европейских гонках, а в этом сезоне в календаре много соревнований и на других континентах. В этих случаях, согласовывая свои действия с экологической программой, которую поддерживают и DHL, и WTCC, мы стараемся основную грузоперевозку проводить морем. Но есть несколько этапов, где это невозможно осуществить физически. В таких случаях мы используем самолеты — у нас два Боинга 747 200, которых хватает на отправку всех грузов. Ближайший пример — соседние этапы в Аргентине и Японии, еще один — Таиланд и Катар. Времени мало, а расстояния между точками огромные.

 

Все логистические схемы мы прорабатываем заранее. Практически за полгода, иногда даже больше. Например, к российскому этапу мы начали готовиться еще в сентябре прошлого года, потому что очень много хлопот с визами и пересечением границы. Российский этап вообще один из самых сложных в плане подготовки. Сложнее, пожалуй, только Марокко, где прохождение границы занимает порядка 20 часов. В России в этом году, для сравнения, мы справились всего за 6-11 часов.

Пересекали границу мы через один из латвийских пунктов, и нужно сказать, что это одна из самых сложных границ, где проверяют все досконально, а договориться о чем-то с пограничниками или таможенниками практически невозможно.

 

Кстати говоря, поскольку до весны не было понятно, где состоится этап, мы приготовили заранее две логистические схемы, и уже ближе к делу, когда выбор остановился на Moscow Raceway, дорабатывали московскую, хотя она и была уже знакома по прошлым годам.

Одно могу сказать: по нашей вине никогда не было срывов гонки или других проблем.

Менеджер и спортивный директор команды Lada Sport Rosneft Максим Максименко рассказал о том, как обстоят дела с логистикой внутри российской команды.

Максим Максименко

— Самые большие сложности — со сроками документации и логистики. Например, на этап в Аргентине, который пройдет 7 августа, нам нужно было подать все документы на перевозимые грузы до 29 апреля. А 25 мая все коробки и упаковки сотрудники DHL у нас уже забрали на отправку. К тому же все очень строго с весом и объемом грузов: если мы взяли у Йокогамы 50 новых шин — мы должны и вернуть в конце 50 шин, чтобы по документам все совпадало. То же самое связано и с весом контейнера. Поэтому в этом году у нас произошли серьезные изменения в организации процесса, связанные с запрещением на провоз расходных материалов на все неевропейские этапы. А это очень большой список, включающий в себя в том числе и различные технические жидкости.

— И как вы решаете эту проблему?

— Есть два основных легальных варианта. Либо мы обращаемся к компании Wurth, жидкостями которой мы пользуемся и у которой есть представительства практически в каждой стране мира, либо заранее готовим посылки и отправляем их. Например, две посылки в Аргентину и Японию я уже отправил DHL, а к ним составил специальную таблицу с названиями продукции, предоставил сертификат безопасности, подтвердил, что товар не опасен к перевозке. Специалисты DHL проводят анализ упаковки, объема и веса, выясняют, нужен ли для этого продукта специальный контейнер и пр. Например, моя посылка в Аргентину весила 85 кг. Это 4 коробки. Сейчас такая же посылка ушла в Японию и на подходе у меня еще 3, которые я буду отправлять в Японию уже после гонки в Португалии. На каждую гонку мы отправляем 5 таких коробок.

 

— А что делать, если друг что-то нужно отправить срочно, о чем вы не знали 2 месяца тому назад, когда оформляли посылки?

— Вот пример: раньше мы использовали два вида тормозной жидкости, так что я задекларировал сразу два вида. Потом наши инженеры решили перейти на один вид, пришлось составлять допдокумент, который фиксировал изменения. Но очень часто решения принимаются в последний момент, так что многое нам приходится просто везти с собой в сумках. И так происходит всегда, на каждом этапе, т.к. всегда оказывается необходимым привезти какие-то запчасти для повреждений, которые были не запланированы, какие-то новые материалы, которые мы решили использовать. К тому же есть человеческий фактор, когда кто-то что-то забыл.

Но конечно, у всех команд есть дополнительные хитрости, которые они используют. Например, моторное масло можно перевозить в моторе. В боевом режиме используется примерно литр, а объем рассчитан на 4 литра. Так что остальное заливается внутрь, а потом мы его оттуда выливаем. Или практически у всех команд есть запасные таблички с номерами, например, на двигатель. Чтобы мотор не перекидывать в случае его замены, а просто переклеить табличку.

 

— А как вы используете ваши грузовики?

— У нас их всего три: два в собственности и один арендованный. Один из них был ввезен в Россию еще много лет тому назад командой «Автодом» Михаила Ухова, потом куплен нами в 2008-м, покрашен в красный, а теперь в желтый цвет. Все гонки мы ездим именно на этой машине.

В одном грузовике мы перевозим три гоночных автомобиля и оборудование. Две машины стоят сверху, одна снизу, остальное пространство забито оборудованием. Во втором грузовике часть отдана под запчасти, а в другом отсеке расположился командный офис. В третьем мы перевозим оборудование, упаковки с шинами, панели для боксов, которые из-за размера не входят в гоночные фуры. Всего на выездной этап мы возим порядка 14 тонн оборудования — это вместе с машинами.

 

Следующий этап WTCC состоится в Португалии 24-26 июня на городской трассе Vila Real.

Автор: Мария Мельникова

Фото: автора

Источник статьи: Drom.ru