В конце прошлого года раллийное сообщество было поражено решением Volkswagen покинуть Чемпионат мира по ралли. Но подобное случалось и ранее.

На протяжении истории WRC уже многие бренды покинули лодку. Но расслабьтесь и представьте себе, что было бы, если бы все эти команды до сих пор оставались в чемпионате. Нашлось бы достаточно мест для сервисных парков, чтобы разместить их всех?!

Давайте вспомним некоторые из наиболее значимых уходов.

Audi

Сафари ралли 1987 - Ханну Миккола - Фнди
Последнюю победу Audi Sport принесли Ханну Миккола и Арне Херц (Audi 200 Quattro) на Сафари Ралли 1987


Audi официально покинула WRC после трагедии с гибелью двух человек и ранением двух десятков зрителей на Ралли Португалии 1986 года. Несмотря на то, что бренд вернулся на следующий год с Audi 200 Quattro, подготовленный по требованиям Группа A, и завоевал четыре подиума, в конечном итоге участвовал только в четырёх этапах чемпионата 1987 года. Начиная с 1988 года, бренд сосредоточиться на других соревнованиях легковых автомобилей.

Причины:

Официальная — нежелание участвовать в опасных для зрителей соревнованиях;

Реальная — эффективность системы полного привода на спортивных автомобилях была уже доказана, а после появления её у соперников, пропало маркетинговое преимущество.

BMW Mini

Ралли Монте-Карло 2012 - Дани Сордо - Мини
Последний старт Mini WRC Team состоялся на Ралли Монте-Карло 2012. Дани Сордо занял тогда второе место. Фото: Nicolas DELPIERRE


С самого начала было ясно, что проект John Cooper Works WRC был проблематичным. Автомобиль никогда полностью не соответствовал всем требованиям для омологации в чемпионате мира. Всего после года официальных соревнований (2011) BMW отозвало свою поддержку кампании Prodrive в WRC, предпочтя сконцентрироваться на других спортивных мероприятиях. Они заявили, что Группа хочет сделать спортивным бренд BMW, а Mini больше соответствует «lifestyle». После этого Armindo Araújo World Rally Team и Palmeirinha Rally объединились в новую команду WRC Team Mini Portugal, получившую заводской статус. А Mini WRC Team потеряла статус заводской команды, и продолжила выступления в качестве частного коллектива.

Причина: финансовые трудности, не позволившие стартовать в минимальном количестве этапов, согласно требованиям FIA.

Citroën

Ралли Швеции 1986 -Жан-Клод Андре - Ситроен
Лучшим результатом за короткую историю Citroën BX4TC стало 6-е место, завоёванное Жаном-Клодом Андре на Ралли Швеции 1986.
Фото: Olivier Delhez


В 1986 году Citroën принял странное решение участвовать в чемпионате мира с автомобилем Группы B — BX4TC. Автомобиль оказался слишком консервативным по своей конструкции, в то время, как технологии прогрессировали с огромной скоростью. Его история закончилась после трёх ралли. В конечном итоге французы полностью изменили свой подход к спорту, и вернувшись в 1998 году, сделали марку Citroën самой успешной в истории ралли. То, что происходит в этом году, не имеет ничего общего с 1986 годом. Ситроен уже работает над тем, чтобы вернуться на лидирующие позиции к 2018 году.

Причина: стыд от краха!

Ford

Ралли Великобритании 2012 - Яри-Матти Латвала - Форд
Последнюю победу Ford World Rally Team принёс Яри-Матти Латвала на Ралли Великобритании 2012.
Фото: Stanislav Kučera.


На протяжении всей своей истории в Чемпионате мира по ралли, Форд уходил и возвращался. Наконец в конце 1996 года функции заводской команды были делегированы частной компании M-Sport Малькольма Уилсона. Шестнадцать лет спустя, в 2012 году Ford отозвал у неё официальный статус, но продолжает оказывать техническую поддержку, в частности, поставляя компоненты.

Причина: в основном — финансовая. На фоне экономического кризиса Форд посчитал, что инвестировать миллионы долларов в раллийную команду, не приносящую много успехов, было пустой тратой денег. Сегодня, в M-Sport борется за чемпионские титулы во всех зачётах и Малкольм Уилсон вместе с Себастьеном Ожье призывают Ford вернуться.

Hyundai

Ралли Австралии 2003 - Фредди Лойкс - Хёндэ
Последний старт Hyundai World Rally Team пришёлся на Ралли Австралии 2003. Фредди Лойкс на Hyundai Accent WRC3 занял тогда 8-е место.


Отношения между MSD, британской компанией, привлечённой для управления усилиями Hyundai в чемпионате мира, и штаб-квартирой бренда в Корее ухудшились в 2003 году. В момент, когда Accent не появился на последних четырёх гонках того сезона. Компания обещала вернуться в 2006 году, но это случилось лишь в 2014, уже с собственной структурой со штаб-квартирой в Германии. И успех всё ближе и ближе…

Причина: финансовые споры.

Lancia

Ралли Великобритании 1992 - Юха Канккунен - Лянча
Последний старт заводской команды Lancia Martini Racing пришёлся на Lombard RAC Rally 1992. Юха Канккунен на Lancia Delta HF Integrale занял третье место.


В своё время, Lancia была самой успешной и инновационной командой Чемпионата мира по ралли. Но в начале 90-х годов известная Delta достигла предела своего развития. В конце 1991 года, бренд в конечном итоге передал структуру команды и оборудование Jolly Club, которая ещё выставляла автомобили до 1993 года.

Причина: Группа FIAT отдала предпочтение программе Ferrari в Формуле 1.

Mitsubishi

Ралли Авсиралии 2005 - Харри Рованпера - Мицубиси
Mitsubishi Motors Motor Sports завершила своё участие в WRC на Ралли Австралии 2005. Харри Рованпера на Mitsubishi Lancer WRC 05 занял второе место.


После долгой и успешной карьеры с Lancer, подготовленными Ralliart, в Mitsubishi решили, что настало время пересмотреть структуру и задачи команды. Японский бренд учредил в 2003 году Mitsubishi Motors Motor Sports GmbH со штаб-квартирой в Германии. Перед новой структурой стояла задача разработать к 2005 году версию Lancer, соответствующую техническому регламенту WRC. Однако, вскоре материнская компания решила приостановить своё участие в Чемпионате мира по ралли и отменила проект.

Причина: изменение стратегии компании Mitsubishi Motor Company на развитие новой линейки электрических транспортных средств, не пригодных для автоспорта.

Peugeot

Ралли Австралии 2005 - Маркус Гронхольм - Пежо
Последняя гонка для Marlboro Peugeot Total в WRC, Ралли Австралии 2005, оказалась скомканой. Оба Peugeot 307 WRC Маркуса Гронхольма (на фото) и Даниеля Карлссона сошли.
Фото: Petr Lusk.


Peugeot дважды выходил из WRC. Первый раз в конце 1986 года, после того, как FIA закрыла Группу B. Второй, в конце 2005 года, когда Группа PSA Peugeot Citroen отказалась продвигать два бренда в чемпионате, отдав предпочтение Citroën. Пежо решил сосредоточиться на Ле-Мане.

Причина: в первом случае, Пежо решил использовать наработки для запрещённой Группы B в ралли-рейдах; во втором, руководство PSA сочло нецелесообразным поддерживать конкуренцию двух своих марок в одном чемпионате.

Subaru

Ралли Великобритании 2008 - Петер Сольберг - Субуру
Ралли Великобритании 2008 стало последним стартом заводской команды Субару в WRC. Петер Солберг на Subaru Impreza S14 WRC ’08 занял 4-е место.
Фото: Monica Parisotto


После трёх безуспешных сезонов с новой версией Impreza, Subaru World Rally Team, много лет представленная компанией Prodrive Дэвида Ричардса, решила закрыть свою деятельность в конце 2008 года.

Причина: отчасти из-за экономического кризиса, но и потому, что Subaru почувствовал, что достиг своих целей, как в спорте, так и в маркетинге.

Toyota

Ралли Китая 1999 - Дидье Ориоль и Дени Жироде - Тойота
Последнюю победу для Toyota Castrol Team и Corolla WRC принесли Дидье Ориоль и Дени Жироде на Ралли Китая 1999.


Это ещё одна команда, отказавшаяся от спорта дважды. Первый, в 1995 году, когда Toyota Team Europe была дисквалифицирована после обнаружения несоответствующих техническому регламенту доработок ограничителя воздуха на турбо нагнетателях Celica. Два года спустя, в 1997 году, японцы вернулись для продвижения Corolla и её спортивного образа. С ней японцы выиграли Чемпионат мира для производителей 1999 года и были близки к титулу среди пилотов с Карлосом Сайнсом в 1998 году. Но завершение производства Corolla вынудило команду покинуть WRC на год раньше, чем ожидалось. Их возвращение в этом году оказалось многообещающим…

Причина: в первом случае, наказание от FIA: во втором — преждевременное изменение производственных планов компании.

Материал с сайте stregrast.ru