Уровень 1. Базовый минимум

Для начала надо убедиться, что на случай внештатной ситуации в машине есть хотя бы то, что предусмотрено производителем и Правилами дорожного движения. Речь про запасное колесо или «докатку» (ремкомплект для шин — неподходящее решение в дальней дороге), домкрат, баллонный ключ, медицинскую аптечку, знак аварийной остановки, огнетушитель и светоотражающий жилет. Добавить к этому стоит компрессор/насос для подкачки шин и буксировочный трос. Кстати, те тросы, которые кладут в продающиеся в автомагазинах «дорожные наборы», обычно слабоваты. Простую буксировку они выдержат, а вот при попытке вытащить автомобиль из грязи, кювета или сугроба такие изделия часто рвутся. Лучше купить качественный рывковый трос, которые используют джиперы на своих внедорожных «покатушках».

Непосредственно перед поездкой важно не забыть сотовый телефон и зарядное устройство для 12-вольтовой розетки. В экстренных случаях мобильную связь может частично или полностью заменить система ЭРА-ГЛОНАСС, но лучше все же полагаться на традиционные способы связи. Кстати, у некоторых автомобильных марок есть собственные программы помощи на дорогах. Следует заранее узнать условия оказания помощи и способ связи с диспетчерской.

Уровень 2. Оптимальный

Предусмотрительные автопутешественники всегда пользуются видеорегистратором, а многие имеют при себе и навигатор (даже если местность знакомая). Первый может оказать неоценимую помощь при ДТП, если нужно будет оспаривать собственную вину в происшествии. Кроме того, при попытках автоподставы или развода со стороны нечистых на руку инспекторов уже сам факт наличия регистратора иногда решает все проблемы — проверено!

Навигатор или карты на смартфоне нужны не только для того, чтобы не заблудиться. Электроника способна предупреждать об ограничениях скорости и зонах действия камер видеофиксации, а также о стационарных камерах контроля ГИБДД. Наиболее эффективно все это работает в сочетании с радар-детектором. Напомним, что с недавних пор контроль за соблюдением ПДД разрешили проводить и в зоне действия временных дорожных ограничений (которые по российской традиции часто оставляют и после завершения ремонтных работ), так что бдительность лишней не будет.

Что касается инструментов, то если вы не гуру авторемонта, достаточно иметь при себе минимальный комплект в виде пассатижей, отвертки со сменными насадками и набора наиболее востребованных гаечных ключей. К этому можно добавить провода для «прикуривания». Кстати, с ними ситуация, как и с тросами: не все изделия способны выдержать требуемые нагрузки. Подходящие провода — с достаточно толстыми в сечении жилами и качественно сделанными «крокодилами».

Еще в оптимальный набор входят рабочие перчатки, тряпочка, влажные и сухие салфетки, фонарик со свежим комплектом батареек и какой-нибудь кусок брезента/покрывало (может пригодиться и как коврик на случай ремонта, и как накидка или покрывало для пострадавшего).

А вот брать в дорогу много инструментов необходимо, только если вы планируете поездку в малонаселенную местность и если ваш автомобиль при этом достаточно ремонтопригоден в полевых условиях (а сами вы обладаете нужными умениями). В остальных случаях тяжелый и объемный набор всевозможных гаечных ключей, головок и прочего инструмента станет скорее занимающим место в багажнике балластом, нежели реальной необходимостью.

Для комфортного вождения в комплект к солнцезащитным очкам многие добавляют очки для ночного вождения (хотя, по опыту, эффект от их использования неоднозначный: встречные фары слепят ненамного меньше, а вот проморгать яму или даже пешехода в темной одежде гораздо легче).


Есть или не есть?

В европейской части России нет недостатка придорожных кафе. Можно ли им доверять? Если около заведения стоит много дальнобойщиков, то, как правило, это означает, что здесь вкусно, недорого и риск отравиться минимален. Правда, с точки зрения здорового питания эта еда может вызывать сомнения: обычно блюда довольно жирные. Независимо от того, готовы ли вы к подобным гастрономическим экспериментам, есть смысл иметь в машине собственный запас для «перекуса»: питьевую воду и сухпаек (вроде галет, леденцов и/или орешков). Если планируете протяженные марш-броски, занимающие целый день, можно подумать и об энергетических напитках или крепком кофе (конечно, если вам не противопоказан кофеин). Важно понимать, что подобным «допингом» можно пользоваться только в умеренных количествах. Лучше давать своему организму достаточный отдых и не испытывать судьбу, рискуя заснуть за рулем.


Имеет смысл взять запас музыки, аудиокниг, а также, возможно, фильмов и сериалов: они помогают скрасить долгие часы движения по трассе не только (и даже не столько) водителю, сколько его пассажирам.

Тем, кто планирует останавливаться для отдыха вдали от населенных пунктов и оборудованных площадок, обязательно стоит взять коврики и пледы, надувные матрасы, автохолодильники, кофеварки и различные печки-примусы для хранения, приготовления и разогревания пищи, а также расширенный запас еды и питья.

Уровень 3. Продвинутый

Если ваше путешествие больше напоминает экспедицию или техническое состояния автомобиля вызывает сомнения (а ехать тем не менее надо!), следует обеспечить возможность ремонта в полевых условиях. Большой набор инструментов может быть дополнен автохимией (проникающая смазка, силиконовые герметики, октан-корректоры для бензина или антигели для дизтоплива и т. п.). Кроме того, подготовьте набор запчастей (начиная от предохранителей с лампочками и заканчивая запасным комплектом свечей зажигания) и всевозможную мелочь: болты, саморезы, хомуты, изоленту, моток проволоки и т. д. Подобная запасливость может здорово выручить не только вас, но и менее предусмотрительных коллег на дороге.

Другое дело — запас топлива. Он может быть актуален в случае, если вы путешествуете по отдаленным и глухим местам, где качество горючего вызывает сомнения, да и количество АЗС невелико. Но в большинстве случаев на дорогах достаточно различных заправок (хотя, как показывает практика, без бензина можно «встать» даже на современной платной магистрали).

Особняком в списке стоит Cи-Би рация. Многие считают ее крайне необходимым оборудованием любого «дальнобоя», однако не всем нравятся «простые русские слова», которыми чаще всего общаются водители–профессионалы. Да и реально полезной информации в общении «в канале» меньше, чем принято об этом думать.


А как зимой?

Даже если вы путешествуете только через обжитые места, не стоит надеяться на надежность техники и доступность связи: элементарный набор теплых вещей и сухой паек могут в случае ЧП в буквальном смысле спасти жизнь. Само собой, у вас должны быть спички или зажигалка (желательно в комплекте с несколькими «таблетками» сухого горючего). Из дополнительного инструментария важнейшим зимой становится лопата (хотя бы компактная, складная).

Наверное, не стоит лишний раз объяснять, почему зимой надо ездить на зимних шинах и использовать соответствующие сезону эксплуатационные жидкости (рассчитанное на холода масло, а также антифриз в системе охлаждения и «незамерзайка» в бачке омывателя). Кстати, с годами охлаждающая и тормозная жидкости впитывают в себя влагу из атмосферы и могут замерзать уже при -30°C или даже при меньших морозах. Не забывайте менять эти жидкости, как это предписывает инструкция по эксплуатации автомобиля. В остальном до –40°С проблем с исправной машиной быть не должно, кроме сложностей с холодным запуском утром. А вот при более низких температурах без дополнительного утепления подкапотного пространства и салона не обойтись.


Удачного путешествия!

Автор: Алексей Степанов
Источник: Drom.ru