Сербия — пока еще не самое популярное место для путешествий. Сюда едут на оздоровительные курорты и горнолыжные трассы. Стоимость товаров, услуг и отдыха в целом там в разы дешевле, чем в популярных европейских странах, поэтому из года в год все больше туристов стали открывать для себя отдых в Сербии. Если вы решили проехать на автомобиле по Европе, посетив по пути и Сербию, то мы расскажем, по каким дорогам вам предстоит ездить, о каких правилах дорожного движения стоит знать, и сколько нужно будет платить в случае нарушения последних. А также поговорим об автомобиле на прокат и о том, на чем ездят сами сербы.


 

Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования Сербии составляет 44 248 км. Из них с твердым покрытием — 28 000 км. Длина автомагистралей составляет 688 км.

В целом сербские дороги хорошего качества. В крупных городах на центральных улицах асфальт довольно неплохой, в переулках и отдаленных районах — похуже. Есть и участки дорог с плохим ремонтом, ямками, кочками и прочими неровностями.

Белград

Ниш

Нови Сад

 

Кикинда

Крагуевац

Загородные трассы, автобаны, платные дороги — отличного качества.

 

Большинство «грунтовок» в Сербии гладкие и довольно ровные. Но в самых далеких направлениях есть такие дороги, по которым ездить крайне некомфортно.

И все же, по словам туристов, побывавших в Сербии, впечатление от покрытия дорог остается приятное.

Платные дороги

В Сербии предусмотрена плата за использование автомобильных дорог. Ее размер зависит от категории транспортного средства и пройденного расстояния.

Категории ТС:

I a категория — мотоциклы, трициклы, квадроциклы;

I категория:
Транспортные средства с двумя осями и высотой менее 1,3 м в районе первой оси;
транспортные средства с двумя осями, общей высотой не более 1,9 м и максимально допустимой массой не более 3,5 т.

II категория:
Транспортные средства с двумя осями и высотой менее 1,3 м в районе первой оси с прицепом;
транспортные средства с двумя осями, общей высотой не более 1,9 м и максимально допустимой массой не более 3,5 т с прицепом;
транспортные средства с двумя осями, общей высотой более 1,9 м и максимально допустимой массой не более 3,5 т.

III категория:
Транспортные средства с двумя или тремя осями и высотой более 1,3 м в районе первой оси и максимально допустимой массой более 3,5 т;
транспортные средства с двумя осями, общей высотой более 1,9 м и максимально допустимой массой не более 3,5 т с прицепом.

Стоимость проезда зависит не только от категории автомобиля, но и от расстояния. Например, проехать из Белграда в Ниш (236,9 км) будет стоить от 370 до 2190 сербских динаров (RSD) — примерно от 220 до 1303 руб.
Из Белграда в Шид (109 км) — от 170 до 1030 RSD (101–613 руб.).
Сириг — Суботица (86,8 км) — от 130 до 810 RSD (77–482 руб.).

Оплачивать проезд необходимо не на въезде, а на выезде с платного участка дороги. Сделать это можно наличными, кредитной картой, специальными купонами или с помощью электронной оплаты (TAG).

Общественный транспорт в Сербии

Во всех крупных сербских городах можно недорого передвигаться на различных видах общественного транспорта.

Наиболее крупная его сеть, конечно же, в столице — Белграде. Здесь есть автобусытроллейбусытрамваи и городская электричка. Нужно всего лишь купить один-единственный билет, который распространяется на все виды общественного транспорта. Он продается там, где есть надпись «BusPlus». Стоимость одной поездки примерно 73 RSD (43 руб.). Можно оплачивать и по времени (100 минут) без ограничения числа пересадок — стоит такой проездной около 100 RSD (60 руб.).


Новенький трамвай в Белграде

Такси — удобное и недорогое средство передвижения в любом городе Сербии. Однако многие местные таксисты имеют обыкновение обманывать туристов. Имеет смысл иметь при себе карту города и хотя бы примерно представлять расстояние и маршрут до пункта назначения.

Заказ такси по телефону иногда на 10-20% дешевле, чем остановка «случайного» автомобиля такси на улице.


«Розовое такси» в Крагуеваце

Автомобилей в Сербии много. Поэтому в городских пробках весьма популярны скутеры, мотоциклы и велосипеды. Последние являются полноценным видом транспорта и передвигаются по общим дорогам, а не по тротуарам (если нет велодорожек).

Велодорожки проложены не только в городах, но и между ними.

К слову, через Белград проходит самая длинная в Европе велодорожка длиною в 680 км.

Пункты проката/продажи двухколесных «коней» можно найти в любом туристическом месте, даже если это будет небольшой район города. Стоимость проката велосипеда от 124 RSD в час (74 руб.), до 431 RSD в день (257 руб.). Также часто в прокат можно взять роликовые коньки.

Чтобы посмотреть всю страну самостоятельно, не привязываясь к расписанию автобусов, многие туристы предпочитают взять автомобиль в прокат.

Условия аренды просты и не отличаются от других европейских стран:

минимальный возраст водителя от 18 до 25 лет (в разных прокатных компаниях);
часто автомобиль выдадут только если стаж вождения водителя от двух лет;
чтобы получить автомобиль, потребуются водительское удостоверение (наше русское пластиковое ВУ котируется), паспорт и залог, который заморозят на карте.

Ориентировочная стоимость проката автомобиля — от 2465 до 5545 RSD в день (от 1468 до 3300 руб.), в зависимости от класса.

Стоимость топлива в Сербии:

АИ-95 — 1,08 EUR (132,58 RSD, или 78,93 руб.)
АИ-98 — 1,11 EUR (136,26 RSD, или 81,12 руб.)
Дизель — 1,12 EUR (137,49 RSD, или 81,86 руб.)

Основные ПДД Сербии

Движение правостороннее, обгон разрешен только с левой стороны.

Стандартные ограничения скорости (если иное не указано на знаках):

Автомобили и мотоциклы:
в населенном пункте — 50 км/ч;
вне населенного пункта — 80–100 км/ч;
на автомагистрали — 120 км/ч.

Автомобили с прицепом:
в населенном пункте — 50 км/ч;
вне населенного пункта — 80 км/ч;
на автомагистрали — 80 км/ч.

Максимально разрешенная скорость в районе школьных учреждений — 30 км/ч.

Максимально допустимый уровень алкоголя в крови 0.3%. Если алкоголя в крови от 0,51% до 1,2%, то штраф составит от 6000 до 20 000 RSD (3572–11 907 руб.) плюс лишение права управления до трех месяцев. Если уровень в диапазоне от 1,21 до 2,0%, то штраф составит от 15 000 до 30 000 RSD (8930–17 860 руб.) плюс лишение права управления до восьми месяцев. Если алкоголя в крови больше 2,0%, то штраф составит от 100 000 до 120 000 RSD (59 536 –71 443 руб.) или лишение свободы до 15 суток, а также лишение права управления до восьми месяцев.

Если авария произошла по вине водителя, находящегося под воздействием алкоголя, то величина штрафа возрастает на 30–50%.

Ближний свет обязателен 24 часа в сутки круглый год. Штраф за невключенные фары — от 6000 до 20 000 RSD (3572–11 907 руб.).

Правила перевозки детей такие же, как и в России. За несоблюдение данного правила или его нарушение — штраф от 15 000 до 30 000 RSD (8930–17 860 руб.).

Так же, как и в России, ремнями безопасности должны быть пристегнуты все лица, находящиеся в автомобиле. И мобильным телефоном без специального устройства, позволяющего вести переговоры без использования рук, пользоваться не разрешено.

Штрафы за некоторые нарушения ПДД:

Превышение скорости в населенном пункте от 21 до 50 км/ч — 6000–20 000 RSD (3572–11 907 руб.)
Превышение скорости вне населенного пункта от 41 до 60 км/ч — 6000–20 000 
RSD (3572–11 907 руб.)
Превышение скорости в населенном пункте от 51 до 70 км/ч — 15 000–30 000 
RSD (8930–17 860 руб.)
Превышение скорости вне населенного пункта от 61 до 80 км/ч — 15 000–30 000 
RSD (8930–17 860 руб.)
Превышение скорости в населенном пункте свыше 70 км/ч — 100 000–120 000 
RSD (59 536–71 443 руб.)
Превышение скорости вне населенного пункта свыше 80 км/ч — 100 000–120 000 
RSD (59 536–71 443 руб.)
Нарушение приоритета проезда перекрестков — 6000–20 000 
RSD (3572–11 907 руб.)
Отказ водителя уступить дорогу пешеходам, находящимся на пешеходном переходе — 15 000–30 000 
RSD (8930–17 860 руб.)
Проезд на желтый или красный свет — 15 000–30 000 
RSD (8930–17 860 руб.)
Нарушение водителем правил обгона — 15 000–30 000 
RSD (8930–17 860 руб.)
Проезд на красный свет через пешеходный переход — 100 000–120 000 
RSD (59 536–71 443 руб.)

Штрафы нельзя оплатить на месте. Сотрудник полиции выписывает штраф и выдает водителю соответствующую квитанцию. Ее нужно оплатить в почтовом отделении или в банке в течение восьми дней.

В Сербии, как и во многих европейских странах, особые требования предъявляются к оборудованию, которое обязательно должно находиться в автомобиле:

• Аптечка первой помощи;
• Знак аварийной остановки — обязательно для всех транспортных средств с более чем двумя колесами. При наличии прицепа необходимо иметь два знака;
• Набор запасных ламп (не требуется для автомобилей, оснащенных ксеноном);
• Запасное колесо;
• Буксировочный трос — не менее трех метров;
• Светоотражающий жилет — любой человек, выходя из транспортного средства, должен его надеть. При несоблюдении — штраф 3000 RSD (1786 руб.);
• Зимнее оборудование — с 1 ноября по 1 апреля автомобили должны быть оборудованы зимними шинами (с маркировкой M&S на боковых стенах) с минимальной глубиной протектора 4 мм.

Использование радар-детекторов запрещено. Штраф до 20 000 RSD (11 907 руб.) или лишение свободы на срок до 30 дней.

Парковка в Сербии

Действующая система «Паркинг Сервис» помогает сделать парковки простыми и понятными не только для местных жителей, но и гостей страны.

Все платные стоянки поделены на зоны, на некоторых из них ограничено время пребывания.

Коммунальное предприятие «Паркинг Сервис» завоевало хорошую репутацию в стране и за рубежом, представив свои решения многим европейским городам, а также Москве.

Каждая зона парковки имеет свой цвет, стоимость и время стоянки.

Оплатить парковку можно следующими способами: купить специальные парковочные купоны в магазинах или киосках; произвести оплату через паркомат; с помощью электронной карты или же с помощью смс.

Зоны для парковок в разных городах:

Белград:

Зона 1 (красная): 56 RSD (33 руб.) в час, максимальное время — 1 час;
Зона 2 (желтая): 48 RSD (29 руб.) в час, максимальное время — 2 часа;
Зона 3 (зеленая): 41 RSD (24 руб.) в час, максимальное время — 3 часа.

По воскресеньям парковки бесплатны во всех зонах.

Нови Сад:

Зона 1 (красная): 55 RSD (32 руб.) в час, максимальное время — 2 часа;
Зона 2 (синяя): 45 RSD (27 руб.) в час, максимальное время не ограничено;
Зона 3 (белая): 30 RSD (18 руб.) в час, максимальное время не ограничено.

В белой зоне можно купить дневную карту за 100 RSD (60 руб.) в день. По воскресеньям парковки бесплатны во всех зонах.

Ниш:

Зона 1 (красная): 45,77 RSD (27 руб.) в первый час парковки, 137,29 RSD (82 руб.) за второй час. Максимальное время — 2 часа;
Зона 2 (зеленая): 33,56 RSD (20 руб.) в час, максимальное время — 3 часа.

По воскресеньям также парковка бесплатна.

В крупных городах также есть подземные парковки, многоуровневые, у торговых центров и пр. Как правило, они также платные. О стоимости и времени парковки вам скажут указатели и таблички на въезде.


Заезд на парковку в одном из жилых домов

Туристам могут быть полезны такие парковки, как «гаражи». На картах они обозначены прямоугольником с буквой «G» вместо «P» либо просто «P» покрупнее. «Гараж» — это именно то, что нужно автотуристу в Белграде. Цена весьма демократична — около 34 RSD в час (примерно 20 руб.).

 

Для парковки в крупных городах часто выделяют… тротуары! Но и на них они платные.

Немного об автомобилях Сербии

При большом количестве личного транспорта на дорогах Сербии многие путешественники замечают практически полное отсутствие пробок. Возможно, это связано с тем, что в стране, как и во многих европейских государствах, множество улиц с односторонним движением.

Еще в Сербии много парковок за пределами дорог, со специальными заездами на тротуарах, то есть там, где припаркованные машины не придется объезжать вдоль дороги. Развита система упрощенных перекрестков (очень много с круговым движением). Также никто не будет возмущаться, если его машину слегка задели при парковке, оставив на бампере еле заметную царапинку. Все это в совокупности с довольно торопливой манерой езды местных водителей не дает собираться длинным заторам на дорогах.

Но туристам придется привыкать к своеобразному поведению на дорогах! По словам гостей Сербии, местные водители довольно нервные, вежливость на дорогах проявлять не любят и постоянно куда-то торопятся. Но при этом слишком уж откровенно ПДД не нарушают.

Автомобили на дорогах Сербии ездят самые разные. Меньше всего здесь люксовых марок, особенно новых. Большая часть машин европейские, японских очень мало.

Зато много сельскохозяйственной техники, на которой приезжают в город фермеры. Причем это может быть не только грузовичок, но и довольно габаритный трактор или, например, небольшой самодельный. На загородной трассе можно увидеть гужевую повозку, они ездят даже в центре Белграда.

Многие сербы относятся к автомобилю как к средству передвижения и особо не комплексуют от того, в каком «оно» состоянии. Невысокое благосостояние сербов выливается в огромное количество старых автомобилей на дорогах: европейских, с неприлично огромным пробегом, и произведений родного (югославского, сербского), советского и российского автопрома.

 

Самый распространенный автомобиль сербских дорог: югославский Zastava Skala, или просто Yugo (на базе Fiat 128):

Застава — «Завод Красное знамя» — совместный с Fiat сербский автозавод, выпускавший машины на базе Fiat с 1955 года. В 90-х, из-за Югославской войны, их производство прекратилось, а в 1999-м завод сильно пострадал от бомбардировок.

Предприятия Застава уже не существует. Всемирно известная серия машин YUGO откатывает свои последние годы. Это те самые автомобили, которые огромными партиями еще каких-то 30 лет назад разъезжались по всему миру, в том числе в США и Канаду.

Модельный ряд Zastava, как и у нашей Lada, практически не менялся десятилетиями, поэтому угадать, какого года эта модель, очень сложно.


 

Впечатление от сербской автомобильной инфраструктуры складывается разное. Некоторые путешественники говорят о превосходных дорогах, потрясающей природе вокруг и лояльной полиции, которая предпочитает не останавливать туристов «просто так» или чтобы потребовать взятку.

Но автомобилисты, которые ездят по закоулкам городов, утверждают, что дороги здесь всего лишь удовлетворительного качества.

Некоторые наши соотечественники и вовсе считают, что асфальт в Сербии лишь немногим лучше, чем в России: тут и ямы, и неровности, и некачественный ремонт. В центральных частях городов дорожное полотно ровное, нанесена разметка, присутствуют дорожные знаки/указатели. Но стоит углубиться в отдаленные районы, как взору предстают ухабистые дороги, отсутствие разметки, хаотичная парковка автомобилей, что делает и без того узенькие улочки очень неудобными для движения.

Чтобы понять наверняка, чье мнение разделили бы и вы, мы советуем вам съездить в Сербию! Отдохнуть от городской суеты на одном из многочисленных курортов, вдохнуть свежий европейский воздух и покататься на лыжах зимой!

Добро пожаловать в Сербию!

Статья с сайта Drom.ru