Наверное, для всех поклонников автоспорта самой приятной новостью может стать появление новой точки на автоспортивной карте мира. Строительство и реконструкция автодромов, зарождение новой серии, проведение нового чемпионата — это события, которые приносят радость всем, кто увлечен и вовлечен в этот процесс. Когда же это касается чего-то близкого твоему сердцу — это приятно вдвойне.

На автодроме «Рустави» первый раз я оказалась в 2009 году. Тогда я отправлялась посмотреть гонки по-грузински, но сейчас, разглядывая обнаруженные в архиве неумелые картинки, пришла к выводу, что меня в качестве журналиста пригласили, чтобы я запомнила, как выглядел этот автодром в те времена, чтобы затем удивить реконструкцией.

Как я понимаю, Шота Абхазава, президент Автоспортивной Ассоциации Грузии (GASA) и руководитель на тот момент автодрома ADM Raceway в Мячково (Московская область), а сейчас и автодрома Рустави, уже тогда задумал реконструкцию легендарной трассы под Тбилиси. В его планах стояло возрождение автоспорта в родной стране, и он двигался в этом направлении настолько быстро, как было возможно.

Поэтому своеобразная презентация Формулы 3, которая в том далеком 2009-м проходила на некогда процветавшей трассе в Рустави, а также несколько состоявшихся в те дни гонок с местными туринговыми кузовами и привезенными из России формулами «Русь», получившими в Грузии более политкорректное название «Формула Альфа», и несколькими «Легендами» стали, скорее, поводом для приглашения гостей.

«Рустави» 2009 года полностью сохранял все приметы еще советской трассы, но запустение, царившее вокруг, производило тягостное впечатление.

Поизносившийся и потрескавшийся асфальт, какие-то разрушенные конструкции — все это наводило на мысль, что проводить здесь гонки могут только самые безумные энтузиасты.

Новый хозяин, новый проект и реконструкция

…Уже в 2010 году началась работа по реконструкции автодрома. Трасса и все оставшееся имущество было выкуплено, в 2011-м начались проектные работы и строительство, в конце того же года состоялась первая установочная гонка, а уже в апреле 2012-го прошло открытие реконструированного автодрома и гонка-открытие, первый этап чемпионата Грузии по автомобильным гонкам.

Основное финансирование на реконструкцию пришло как из частных средств, так и из займов, но и государство оказало поддержку, хоть и не финансово: освободило на 90% от налога на имущество, помогало с разрешением на строительство и другими документами и бюрократическими вопросами.

Как рассказал Шота Абхазава, основной задачей при реконструкции было сохранить узнаваемость автодрома для тех, кто ездил здесь еще в советские времена, при этом общее состояние трассы и всех окрестностей было таким, что переделывать нужно было все и полностью.

— Часть трассы мы вообще полностью разобрали, т.к. она была очень низкого качества по своей дорожной одежде: мы завозили новые материалы и строили все заново. Кроме того, старый автодром не соответствовал современным требованиям FIA — требовалось добавить ширины, переделать зоны вылета. И делалось все это под «присмотром» самой FIA.

Александр Потехин, ветеран автоспорта и человек весьма авторитетный, рассказал, как присутствовал при визите инспектора FIA по безопасности:

— Мы посадили инспектора в машину и выпустили его на трассу. Покрытие было уже убитое, ямы, кочки — мы думали, что он сейчас немного проедет и вернется. А он ездил и ездил. Потом вернулся, вышел из машины и спрашивает: кто придумал такую гениальную конфигурацию? Мы начали вспоминать, но так и не вспомнили. Проект принадлежал местному дорожно-строительному управлению, а все это придумал и построил в начале 70-х годов неизвестный инженер, имени которого мы не нашли.

Изменения в проекте

Для сравнения: схемы трассы до реконструкции и после

Современный проект трассы немного отличается от того, что был раньше, но при этом собирает неизменно восхищенные отзывы от тех, кто уже прокатился на новой конфигурации. Добавилось два поворота, примерно на 150 метров увеличилась общая длина, сама трасса стала шире, а в месте стартовой решетки и вовсе получила 21 метр ширины. На самом деле при том, что общая концепция трассы была сохранена — а это большие разгонные прямики, быстрые повороты и значительное количество зон обгона — географически на месте осталась только стартовая прямая и два последних поворота — и то только на виде сверху. Все остальное существенно передвинулось. И даже приехавшие в эти дни на трассу ветераны, узнавая старую-любимую шпильку, и не подозревали, что она переместилась на 100 метров в сторону. А там, где раньше была расположена та самая шпилька, сейчас находится въезд на автодром.

Для сравнения: стартово-финишная прямая в 2009-м и 2017 г.


Реконструкцией трассы занималось конструкторское бюро Artline Engineering, а в основном сам Шота Абхазава и Василий Антипов. Это же бюро работало над строительством еще первого варианта автодрома «Мячково», сейчас ведут и его реконструкцию, а также построили еще и большой картодром около трассы в Рустави, на который тоже имеют большие международные планы.

Первый поворот в 2009-м и 2017 г.


Обновленный автодром получил название Rustavi International Motorpark, сейчас здесь есть две трибуны общей вместимостью 5500 человек, открытая площадка для зрителей, рядом с которой расположены бар и ресторан, 28 боксов, соответствующих требованиям FIA, и большой паддок площадью почти 16 тысяч квадратных метров, где можно проводить различные мероприятия, включая небольшую разборную площадку для картинга. Соответственно, и вся остальная инфраструктура, включая комнаты для совещаний, комментаторские кабинки, медиа-центр и, конечно же, полностью современный race control.

TCR, картинг, дрэг-рэйсинг

Благодаря этому весной 2017 года сюда впервые приехала крупная международная серия — TCR, в которой участвует и грузинский пилот Давид Каджая. У автодрома «Рустави» с TCR договор о проведении этапа подписан на три года, поэтому их ожидают также в 2018-м и 2019 году.

Шота Абхазава поделился также и другими планами — например, в конце этого года ожидается техинспекция серии Lamborghini Super Trofeo, с которой ведутся переговоры о проведении суперфиналов в 2019 году. Еще одну ставку он делает на картинговую серию Rotax именно под проведение соревнований на новом картодроме, который будет обустроен по полной программе. Сама картинговая трасса практически готова, осталось доуложить поребрики и сделать «инфилд», грунт для которого уже завезли. До конца года все работы будут закончены. Здесь уже построены здание под боксы, трибуны, огромный паддок по требованиям FIA, в ближайшее время планируется реконструкция одного из зданий под дополнительную гостиницу (одна уже рядом с трассой есть, но она принадлежит другому владельцу — речь идет о гостинице «Автопапа», расположенной рядом с огромным автомобильным рынком).

Большое преимущество автодрома в том, что Грузия имеет непосредственный выход к морю — это можно использовать для командной логистики, а климат предполагает возможность круглогодичных тренировок, тестов и мероприятий.

Любопытный момент: теперь после реконструкции на трассе можно проводить (и проводят) соревнования по дрэг-рэйсингу и дрифту. Дрифт проходит в основном на малой дальней конфигурации, а вот под дрэг выделили стартовую прямую, но заезды на ней проходят в обратном направлении, а в качестве стартового отрезка используют тупиковый аппендикс в конце прямой перед первым поворотом. Там порядка 60 метров, где и происходит прогрев и старт. До клея дело еще не дошло, но администрация автодрома вполне допускает эту возможность. Может быть, российским спортсменам отправиться в гости в дружественный Тбилиси?

Гонки: классика, формула «Альфа», «Легенды на Легендах»

А теперь о том, что же происходило на автодроме Rustavi International Motorpark в прекрасные солнечные и теплые дни 10-12 ноября.

Главным событием стало соревнование «Легенды на Легендах — Кубок Гурама Дгебуадзе» (в честь выдающегося грузинского спортсмена XX века), в котором приняли участие ветераны автоспорта из восьми стран — бывших союзных республик. В Тбилиси приехали экипажи из двух пилотов 60+ лет из России, Беларуси, Украины, Армении, Литвы, Латвии, Эстонии. Здесь их встретили грузинские ветераны. Все событие организовала грузинская автоспортивная ассоциация, но Шота Абхазава был главной движущей силой этого праздника.

Было приятно видеть слезы и улыбки на лицах известных спортсменов прошлого, которые все знакомы друг с другом, но не виделись уже несколько десятков лет. Самым старшим из них оказался 82-летний Олег Ильич Трегубов из Москвы, который до сих пор выступает в столичной серии классических автомобилей Moscow Classic Grand Prix. Он выступал в паре с Александром Михайловичем Нуждиным, водителем-испытателем «АвтоВАЗа», многократным чемпионом СССР по кольцевым гонкам. Среди других имен вы наверняка слышали про белоруса Сергея Белько — первого пилота МАЗа в международных кольцевых состязаниях на грузовиках, эстонца Лембита Таммсаара — чемпиона СССР в формульных классах, украинца Алексея Варавина, одного из самых титулованных спортсменов своего времени, гонщика и инженера, рижанина Индулиса Рукутса, выступавшего на машинах собственной конструкции, кузовного пилота и чемпиона СССР Гарегина Симоняна из Армении и многих других. Грузию представляли Отар Арджеванидзе и Нугзар Цамалашвили.

Слева направо — Алексей Варавин, Анатолий Шимаковский, Александр Нуждин, Олег Трегубов и Сергей Белько


Более того, это была не просто встреча: для ветеранов подготовили автомобили «Легенда» (маленькие одноместные гоночные машины), на которых они вышли на боевое сражение на трассу. По регламенту каждый из них проезжал пять боевых кругов, после чего происходила смена пилотов, и затем уже второй проезжал еще пять кругов. Побеждал тот экипаж, что первым приходил к финишу.

Удивительно, но на трассе завязалась самая серьезная борьба: ветераны были настроены решительно, для каждого из них было делом чести показать все, на что они способны. Поэтому когда на одном из автомобилей вдруг возникли проблемы с зажиганием, гонка была остановлена, а экипаж тут же получил подменную «Легенду».

— В один из вечером мы сидели и вспоминали о том, как ездили здесь все вместе, и последний раз это было в 1991 году, т. е. 26 лет тому назад. Для кого-то это целая жизнь, — поделился Александр Викторович Потехин. А Олег Ильич Трегубов сказал — Когда есть такое лекарство для бодрости, не нужно никаких других лекарств.

В планах организаторов — проведение такого соревнования на ежегодной основе, главное, чтобы в его реальность поверили автомобильные федерации, а у самих спортсменов хватило сил и здоровья добраться до Грузии. Потому что уж сил на то, чтобы снова сесть за гоночный руль, у них точно хватит.

И на закуску…

Ну а под конец рассказа — несколько слов об остальных заездах соревнования под названием Rustavi International Challenge. В рамках уикенда состоялось еще несколько гонок в классе «Легенд», и здесь на старт вышло очень много машин, за руль которых сели в том числе и сам Шота Абхазава, россиянин Сергей Афанасьев, выступавший в том числе за команду Craft-Bamboo LUKOIL в международной серии TCR, Ефим Гантмахер (команда «Открытие» в РСКГ), Олег Чеботарев и другие.

В формульных заездах к местным формулам «Альфа» присоединились и приехавшие из России формулы «Эстония», на одной из которых и выступал Александр Потехин, а еще на двух — пилоты команды УГМК «Моторспорт» Виталий Ларионов и Андрей Олейников.

Слева направо: Владимир Черевань, Сергей Афанасьев, Илья Кашин


Вызывали любопытство у местных зрителей два «жигуленка», не побоявшиеся выйти на борьбу в одном заезде с туринговыми BMW и Honda, а все потому, что управляли ими Владимир Черевань и Илья Кашин. Сложно им было бороться с двухлитровыми BMW, но мастерство — уже половина успеха, а Владимиру Череваню даже повезло во втором заезде приехать на «тумбочку».

— Мне очень понравилось, что мы смогли навязать борьбу BMW, у которых двигатели 2,0 литра, а у нас простые «тазики», — рассказал Владимир Черевань. — Кроме того, местные водители идеально знают местную трассу, каждый поворот и каждый поребрик — и все равно мы сумели навязать им борьбу и показать хорошие результаты. А ведь по технике мы очень сильно отстаем!

Было видно и слышно по аплодисментам и комментариям, что местные зрители тоже всерьез воспринимают две «Лады» и «Москвы», хотя они и были вдвое старше и вдвое менее мощными, нежели BMW грузинских спортсменов, и состоявшиеся обгоны встречали дружными и громкими аплодисментами.

— У нас остались очень приятные впечатления от поездки. Удивительное гостеприимство, красивейший город, отличное качество трассы, ее конфигурация, высокие скорости — у нас в России, например, нет таких быстрых трасс, — сказал Илья Кашин, пилот ВАЗ-2101 и руководитель команды УГМК «Моторспорт». — И мы показали себя далеко не с худшей стороны, наши времена были вполне сопоставимы с аналогичными временами у других автомобилей. И я очень надеюсь, что к концу следующего года, на закрытие сезона, мы сможем привезти сюда гораздо большее число автомобилей — тех же «Жигулей» и формул, и это будет супергонка, которая станет достойным завершением сезона. Главное, ее надо сделать так, чтобы все хотели на нее приехать.

Идея прекрасная, особенно если учесть, что сезон здесь продолжается намного дольше, чем в центральной России. Цены здесь существенно ниже, трасса интереснее, новое место — для большинства спортсменов такое предложение станет привлекательным. Что же касается перехода границы, то здесь местные организаторы обещали максимальную помощь, и в этот раз мы уже сумели убедиться в ее действенности.

Автор: Мария Мельникова 

Материал с сайта drive2.ru