В прошедшие выходные на автодроме «Крепость Грозная» в Чечне состоялось открытие сезона Российской серии кольцевых гонок. В этом году гонки стартовали раньше, чем обычно, и организаторы не прогадали: команды, зрители и даже журналисты за долгую зиму соскучились по автоспорту и с удовольствием окунулись в происходящее.

В Грозном зрители в принципе благодарные, а в этот раз еще и повезло с погодой, особенно в воскресенье, когда состоялась официальная Церемония открытия: трибуны были полны с самого раннего утра, когда проходили заезды самого младшего класса Национальный Юниор.

Чрезвычайно приятно наблюдать за развитием серии. Еще пару лет назад приезжать на российские соревнования было крайне скучно: мало участников, общий невысокий уровень пилотов и команд, неинтересные машины, отсутствие борьбы на трассе или наоборот – грубое соперничество, приводившее к постоянному появлению автомобиля безопасности. Но затем все начало меняться: новый промоутер в лице программы SMP Racing, новый руководитель серии в лице Олега Петрикова и новый партнер в лице Lada Sport Rosneft сделали свое дело. Наши гонки наконец-то стали похожими на то, что мы с таким удовольствием наблюдаем в Европе.

На открытии в Грозном я увидела большое количество чистых и ярких гоночных фур, красивые боксы, сотрудников команд в брендированной командной одежде, заполненную стартовую решетку, флаги, баннеры, журналистов с фото и видео камерами; организаторы изготовили даже новые и оригинальные призы, а водители автомобиля безопасности и медицинской машины блистали новыми фирменными комбинезонами. Но главное – я увидела гонки. Пусть еще не идеальные, но это был уже настоящий автоспорт.

С этого года телеканал Матч ТВ начал транслировать в прямом эфире заезды класса Туринг серии СМП РСКГ, и это тоже большой плюс, т.к. центральный канал это всегда дополнительные спонсоры и поддержка. Даже почувствовалось, что все как будто подтянулись и преисполнились чувством того, что они участвуют в большом и важном процессе и делают автоспорт, а не просто гоняют по трассе как бог на душу положит.

Тренировки перед началом сезона стартовали в Грозном еще во вторник. У команд и пилотов была возможность настроить автомобили и настроиться самим: после долгой зимы были организованы еще одни предварительные тесты на Сочи Автодроме, но туда смогли поехать далеко не все – бюджеты у большинства команд пока еще очень невелики, а на остальных трассах еще лежал снег.

Поэтому совершенно не удивительно, что с машинами как в тренировках, так и в гонках возникали проблемы. Одному из пилотов – Родиону Шушакову — за время тренировок поменяли целых четыре двигателя, у Филиппа Тупоносова во время квалификации загорелась Mazda (ее успели потушить), а еще у двоих пилотов – Андрея Петухова и Владимира Череваня — уже во время гонок неожиданно сработала система пожаротушения, и Андрею Петухову, например, пришлось проводить заезд в прямом смысле в пене. Надо сказать, что его это не деморализовало: Андрей финишировал восьмым в классе Национальный, где на старт вышло 25 спортсменов! Было много и других больших и маленьких сложностей, но их все удалось преодолеть, так что в итоге все пять уже ставших традиционными классов: Туринг, Супер-продакшен, Туринг-лайт, Национальный и Национальный Юниор – собрали более 70 пилотов.

Самым интересным, красивым и правильно звучащим классом стал Туринг. В нем принимают участие автомобили, подготовленные по техническим требованиям международного кузовного класса TCR и обладающие двигателями объемом 2.0 литра мощностью 350 л.с. Наравне с Audi, Seat и другими марками здесь выступают отечественные Lada Vesta. Три ярко-желтых автомобиля команды Lada Sport Rosneft оказались более чем конкурентоспособными, хотя им и прочили будущее в тени славы немецких брендов. Команда плотно и, по словам их менеджера, надолго пришла в российский автоспорт, а произошло это два года назад, когда Lada закончила выступление в международной серии WTCC. Любопытно, но сами Весты там все еще выступают, хотя сейчас ими и управляют европейские пилоты.

Что же касается РСКГ, то здесь Lada Sport Rosneft собрала отличных пилотов. В прошлом году в Туринге помимо Владимира Шешенина ехал наша звезда и всеобщий любимец Кирилл Ладыгин, который также выступал в свое время в WTCC, а этом году к ним присоединился и еще один пилот высшего класса — Михаил Грачев, участник и победитель этапов европейского чемпионата ETCC.

Пожалуй, главной противостоящей «желтым» силой стали «красные». Lukoil Racing Team продолжают свое участие в международной серии WTCR (объединившиеся WTCC и TCR) на автомобилях Seat, но там за них выступают европейские пилоты. Что же касается России, то здесь в классе Туринг РСКГ за рулем автомобилей Audi RS3 и Seat Leon едет опытнейший Алексей Дудукало и два молодых, но очень быстрых спортсмена Клим Гаврилов и Иван Лукашевич. Впрочем, эти две команды отнюдь не являются главной силой чемпионата. Чемпион прошлого года Дмитрий Брагин выступает также за рулем Audi RS3 за команду Таиф Моторспорт; с командой AKHMAT Racing Team (Виталий Дудин и Магомед Дагиев) тоже приходится считаться – и на первом этапе это еще раз доказал Виталий Дудин, прорвавшись на 2-ю позицию на финише из середины пелотона. Да и остальные спортсмены не просто так выходят на старт.

В этом году на гриде класса Туринг появился новый автомобиль: VW Golf TCR – еще одна машина международного чемпионата, которая завершила ряд Audi-Seat-VW. Этот пока единственный подобный Golf в классе приобрела и выставила команда УГМК Моторспорт – одна из крупнейших частных команд в российском автоспорте. А за рулем VW Golf выступал экс-пилот Lukoil Racing Team Роман Голиков. Фольксваген был темной лошадкой, а коробка DSG, которой оснащен автомобиль, имеет как свои плюсы, так и минусы. Основной плюс – в небольшом весе, минус – примерно в том же. В случае довешивания (а это обязательная история в Чемпионате дабы уровнять силы соперников), коробка может повести себя непредсказуемо. Кстати, когда в субботу машины стартовали по влажному после дождя асфальту, некоторые пилоты, выступающие также на DSG, жаловались на небольшую пробуксовку на старте.

Но Роман не жаловался. Его единственной претензией в первой гонке стала плохо прогревшаяся на первых кругах резина, из-за чего он потерял одну позицию, но уже после нескольких кругов (всего спортсмены едут по 20 кругов) ситуация улучшилась.

Вообще, в субботу организаторы решили создать небольшую интригу: несмотря на влажное покрытие и моросящий дождик они не стали объявлять дождевую гонку, предоставив командам и пилотам самим решать, на какой резине ехать. И подавляющее большинство пелотона стартовало на сликах. Расчет был верный: очень скоро трасса подсохла, и слики давали нужную скорость. Но и мокрый асфальт не стал помехой для борьбы. Дмитрий Брагин крепко схватился с Алексеем Дудукало, несколько раз продемонстрировав несколько отнюдь не корректных приемов, за что поплатился пробитым колесом, а затем и штрафом в проезд через питлейн. Из-за этого Дмитрий откатился в самый хвост пелотона и нагнать лидеров уже не смог. Что же касается Алексея Дудукало, то из-за контакта он откатился на 6-е место. Другой претендент на победу – Кирилл Ладыгин – пострадал в контактной борьбе с Иреком Миннахметовым. Поврежденный диск ослабил шину, которая начала медленно спускать воздух. Кирилл, который вначале лидировал в гонке, к последним кругам из-за проблем с колесом стал сдавать позиции и финишировал только 6-м.

На протяжении почти всей гонки шла очень красивая позиционная борьба между Ладыгиным, Дудукало и Гавриловым, Иван Лукашевич увеличивает темп и даже показывает лучшее время круга в 1-й гонке. В итоге именно Клим Гаврилов выигрывает гонку, а на две другие ступеньки подиума поднимаются пилоты lada Sport Михаил Грачев и Владимир Шешенин. Роман Голиков становится 8-м, отыграв в ходе заезда 2 позиции.

И тут в дело вступает еще одна интрига, которую придумали организаторы. Если прошлые годы в РСКГ реверсивная решетка вторых гонок уикэнда всегда включала в себя Топ-8 пилотов, что позволяло некоторым спортсменам специально подгадывать место на финише 1-й гонки, то сейчас всё решает жеребьевка. Победитель гонки вытаскивает бумажку с цифрой от 6 до 10, которая обозначает, какое количество пилотов поменяется местами на гриде.

Цифра «9» в жеребьевке Туринга оказалась очень удачной для пилота УГМК Моторспорт Романа Голикова и означала для него старт с первой линии грида. Оставалось лишь воспользоваться этим преимуществом.
Без труда обойдя Льва Толкачева, которому достался поул, Роман за первые несколько кругов воскресной гонки сумел обеспечить себе безопасный отрыв от преследователей. Легкий и очень быстрый VW Golf TCR буквально на крыльях летел над трассой в Грозном. И только к последним кругам, по словам Романа, ему пришлось сменить расслабленный ритм на боевой и вновь собраться: за спиной образовалась угроза в лице Виталия Дудина прорвавшегося с 6го места. Но Дудин не смог ничего сделать, а позже и вовсе был дисквалифицирован за недостаточный клиренс на автомобиле.

Удивительно, но следом за Дудиным дисквалифицировали и Кирилла Ладыгина, финишировавшего третьим, за контактную борьбу. Причем пострадавшим опять оказался Алексей Дудукало (как и в первой гонке в случае с Брагиным), который автоматически занимает второе место. Третьим становится Лев Толкачев.
По итогам 1-го этапа лидером класса Туринг становится Роман Голиков, он же собирает и максимальное количество наград на этом этапе: помимо 1 места в воскресной гонке он получает еще два Трофея СМП РСКГ, который учрежден среди пилотов без высших заслуг в кольцевых гонках, в личном зачете и два Трофея в командном вместе с Антоном Бадоевым.

«Нюансом 1-й гонки для нас стал недостаточный прогрев резины на первых кругах, — рассказал Роман Голиков. — Это было связано с тем, что мы не сумели сразу найти идеальные настройки для эффективного прогрева. Так что вначале не удавалось держать хороший темп, но затем, когда резина прогрелась, я смог отыграть две позиции, что в итоге повлияло и на результат второй гонки».

Класс Национальный как всегда стал самым массовым: 25 пилотов на старте не уместились полностью на прямой чеченского кольца и хвостом ушли за поворот. И точно так же традиционно здесь происходил максимум контактной борьбы, а автомобиль безопасности выходил на трассу с завидной регулярностью, пока из гардрейлов и зон безопасности вытаскивали разбитые машины безрассудно бросающихся в атаку смельчаков.

Немного поредевший пелотон тем не менее ни на секунды не оставлял борьбы. И в первой, и во второй гонке призеры окончательно определились только после дополнительных судейских решений. Первым в субботу стал Егор Санин, вторым – Михаил Симонов, а третьим Павел Кальманович, но уже через некоторое время бронза перешла к Глебу Кузнецову. В воскресенье Глеб также до последнего пытался заскочить на третью ступеньку и успешно атаковал Егора Санина на последнем круге, однако на этот раз судьи были явно настроены против него и присудили ему штраф в 20 сек за контактную борьбу. Победителем стал Андрей Петухов, второе место досталось Игорю Львову.

Что касается автомобильных брендов, то в классе Национальном основное сражение развернулось между Lada Kalina и Hyundai Solaris, но наши Калины пока явно лидируют. Недорогие отечественные автомобили оказались не только довольно прыткими, но и крепкими, что в Национальном – явный плюс.

Два других класса – Супер-продакшн и Туринг-лайт в этом году объединили для увеличения зрелищности заездов: и там, и там участников оказалось не так уж и много. Подиум более быстрого класса выглядел одинаково и в субботу, и в воскресенье: оба раза Владислав Незванкин (Lada Vesta, Lada Sport Rosneft) становился победителем, второе место занимал его сокомандник Михаил Митяев, а третьим становился Александр Марушко (Lada Granta, NEFIS Racing Division). В первой гонке в классе Туринг-лайт произошла настоящая драма: Андрей Масленников финишировал первым, но не увидел команды судей заехать на пит-лейн и был дисквалифицирован.

В воскресенье он стартовал последним, но сумел подняться на 4- место даже не смотря на аварию, в которой побывал по вине другого пилота. Победителем стал Игорь Самсонов, Андрей Радошнов и Григорий Бурлуцкий поднялись на две следующие ступеньки.

И еще несколько строк и минут вашего времени я обязательно потрачу на… детей.

Возможно, класс «Национальный. Юниор» и не дети в полном смысле этого слова, ведь участвовать здесь могут ребята и девушки от 15 до 18 лет, но по российскому законодательству у них еще даже нет водительских прав, так что создать такой класс для организаторов Чемпионата было целой проблемой. Возник он несколько лет тому назад, и участие в нем принимали 3-4 юных спортсмена, но уже в прошлом году на старты вышло 18 участников, а на 1-м этапе 2018 в Грозном их было 14, так что по словам организатора Чемпионата Олега Петрикова, к середине сезона можно прогнозировать их увеличение как минимум до того же числа.

Для Юниоров в Чемпионате существуют определенные льготы – например, отсутствие стартовых взносов или скидка на шины (кстати, на юниорских автомобилях стоят дорожные шины по цене немногим более 2 тыс рублей за штуку) – самый востребованный расходник в гонках. Организаторы также обещают вводить и другие льготы – чтобы сделать чемпионат привлекательным именно для молодых, которые будут питать развитие российского автоспорта.

В юниорском классе в этом году участвует и две девушки: Ирина Сидоркова и Анастасия Гришина. Именно Ира стала лидером в своем классе после первого этапа, заняв 1 и 2 место в двух гонках. Второе место по итогам этапа занял Павел Кузьминов, а третьим стал Алексей Сахаров. Петр Плотников из-за штрафа за контактную борьбу выпал из тройки лидеров.

«Юниоры едут, пожалуй, даже интереснее взрослых пилотов, — сказал Олег Петриков. – Они отчаянно борются за каждое очко и каждый сантиметр трассы. Но если еще в прошлом году на первых этапах они по привычке толкались как в картинге, то сейчас мы с ними регулярно проводим брифинги по безопасности и правильному управлению спортивными автомобилями, и штрафуем подчас даже жестче остальных. Зато и результат налицо: такой чистой и красивой борьбы нет ни в одном другом классе. Растет достойная смена!»

Яркие моменты 1-го дня:

Яркие моменты 2-го дня:

2-й этап СМП РСКГ состоится 5-6 мая на автодроме «Смоленское кольцо».

Материал с сайта drive2.ru

Автор: Мария Мельникова

Фото автора и пресс-службы СМП РСКГ
Видео предоставлено организаторами серии