Хот-хэтч с автоматом: быть или не быть? Ответ на этот шекспировский вопрос – главное, чего я ждал от Mini John Cooper Works, как теперь называется топовый хот-хэтч британского бренда, ведь в России он бывают исключительно двухпедальным.

Со сменой поколений флагманский хэтчбек британской марки отбросил приставку Cooper S и называется теперь просто Mini John Cooper Works. В России JCW доступен в единственной комплектации по цене от 1 780 000 руб. Первое время JCW предлагали и с механикой, и с автоматом, но теперь в гамме осталась исключительно АКП.

В иерархии хэтчбеков Mini можно запутаться, особенно теперь, когда у них у всех под капотом турбомоторы. Просто Cooper – это три цилиндра, 1.5 литра и 136 л.с. Cooper S подразумевает четырёхцилиндровый 2.0-литровый мотор, выдающий 192 л.с. И тот, и другой можно заказать как с автоматической, так и с механической коробками передач. На вершине гаммы в данный момент находится Mini John Cooper Works, у которого тот же мотор форсирован до 231 л.с., но коробка передач – исключительно автомат. What?! Но, помимо форсированного мотора, покупатель британского хот-хэтча получит иную подвеску, мощные тормоза Brembo, «ковши» в салон и обвес. Учитывая, что средний брат в семье может быть и с МКП, не делает ли это притязания JCW на трон самого-самого в семье несколько необоснованными?

Убийца «роботов»

В 90-е настоящий спортивный автомобиль был немыслим без механики, ведь автоматы были медленными, тупыми, а из-за меньшего числа передач, ступени были более длинными. В общем, разгонялись такие машины сильно хуже, а топлива потребляли сильно больше. В 2000-е картину полностью изменили роботизированные коробки с двумя сцеплениями, которые доказали, что двухпедальные машины могут быть быстрее и экономичнее. Ну а в 2010-е настало время реванша автоматов. Современные гидромеханические трансмисии умеют блокировать гидротрансформатор едва ли не во всём диапазоне работы, по скорострельности поспорят с «преселективами», а передачи подтыкают уместнее, чем иной гонщик. И 6-ступенчатый автомат ZF на Mini JCW как раз из таких.

Главная претензия в новому Mini JCW – он слишком скромно выглядит. Многие покупатели Cooper S заказывают обвес от John Cooper Works, который делает их младшие модели визуально неотличимыми. Даже красивые колёсные диски, как на нашей машине, можно заказать и на «Эску». Причём и на пятидверную в том числе.

Из-за поперечно установленного мотора более свежий 8-ступенчатый агрегат под капот просто не влез, но и 6 передач немецкой коробке хватает, чтобы заставить водителя улыбаться. Вверх коробка переключается с изумительной быстротой – кажется, что разрыва тяги и вовсе нет! А точные попадания с переходом вниз на торможении заставляют забыть о наличии у автомата ручного режима. Конечно, всё вышесказанное касается лишь режима Sport. В комфортном режиме коробка куда расслабленее и годится максимум для езды по городу. Даже на загородном шоссе рука уже спустя пару ускорений толкает рычаг в сторону заветного «Спорта». Впрочем, о ручном режиме автомата Mini JCW тоже вспоминаешь. Когда хочешь устроить… небольшой концерт.

Отличий от Cooper S с опциями от John Cooper Works в интерьере настоящего JCW практически нет. Как и у всех новых Mini, общее ощущение качества теперь на по-настоящему премиальном уровне. Игривый дизайн не вступает в противоречие с эргономикой – откровенных проколов нет.

Ведь при переходе вниз, особенно, когда после переключения обороты остаются большими, John Cooper Works недовольно бормочет выхлопом. И это не фейк – вместе с выхлопными газами в выпускной тракт отправляется и немного несгоревшего топлива, которое, догорая в выпускном тракте, и создаёт такой звук. Впрочем, совсем без фейка не обошлось, ведь в остальных режимах бас мотора транслируется в салон через динамики. И это не тот случай, когда возмутятся лишь пуристы. В большинстве режимов движения этот гул просто ни к чему – ничего, кроме головной боли, он не вызывает. А если уж дубасишь по-настоящему, то и с натуральным саундтреком проблем нет.

В базовой комплектации на Mini JCW устанавливаются кресла, аналогичные тем, что можно найти на Cooper S. Они предлагают оптимальный баланс между спортивностью и комфортом. Опциональные гоночные ковши с интегрированными подголовниками давят на лопатки и всё равно установлены высоковато.

Фирменный «недостаток»

Что оригинальный Mini, что первый из новых, радовали своих владельцев вертлявой, словно у терьера, кормой. Сброс газа, и хэтчбек весело забрасывал задние колёса в скольжение. Довольно быстро в Мюнхене (вы же на забыли, что Mini – это, по сути, переднеприводные BMW?) решили, что столь острый характер любимцу женщин ни к чему, поэтому уже второе поколение модели беззастенчево скользило мордой наружу. Я отлично помню, как 4 года назад на «Спорткаре 2013 года» вёл по Moscow Raceway Mini Roadster Cooper S. В каждом повороте после торможения и первого движения рулём он требовал резкого добавления и сброса газа, дабы вызвать небольшой снос задней оси. Без этого машина ехала мимо поворотов.

Спидометр окончательно переехал на рулевую колонку, а приборная панель теперь напоминает мотоциклетную. У версии JCW она дополнительно украшена финишным флагом и красной строкой, что не ухудшает читаемость. У некоторых водителей руль частично перекрывает спидометр, но это не проблема, ведь теперь есть Head-Up дисплей.

В итоге, чтобы ехать на Mini по-настоящему быстро, нужно было работать. Легендарный раллист 60-70-х и один из первых «летающих финнов», а ныне посол марки Рауно Аалтонен в защиту Mini не раз говорил, что от сноса задней оси прока на трассе нет. Мол, с таким «недостатком», как иногда называют недостаточную поворачиваемость, хороший пилот поедет ещё быстрее. Быстрее – возможно, но точно не веселее. Увы, несмотря на полностью новую платформу UKL2, на которой построен Mini третьего поколения, он едет также. При небольшом переборе со скоростью на входе – снос, а в ответ даже на откровенную провокацию – лишь скольжение четырёх колёс. Всё, что остаётся делать водителю, это отпустить газ и немного расправить руль в надежде на возврващение сцепления колёс с дорогой.

На Mini впервые появился полноценный iDrive, но и фирменных фишек британской марки хватает. Так режимы движения выбираются покачиванием кольца вокруг основания селектора автомата. На выбор их три: Sport, Mild и Comfort. Вне трека оптимальный вариант – это Mild и Sport-режим коробки.

It’s Brembo time!

По-настоящему понимаешь, зачем покупать JCW, только когда нажимаешь на тормоза. Да, обвес и подвеску можно заказать у дилера и на обычный Cooper S. Да, двигатель можно «раздуть» в любом клубном сервисе – технически отличий от младшей версии почти нет. Да, от «ковшей» в городе мало толку. Кстати, на нашей машине их не было. Но работа тормозов Brembo – настоящее откровение! Тормозную систему JCW можно выставлять в палате мер и весов в качестве эталона тормозов для массового хот-хэтча. Абсолютно всё — от настроек педали до эффективности и стойкости к перегреву достойно восхищения. Тормозить можно очень поздно, а дозировать замедление – с аптекарской точностью.

Модульный двигатель B48 у Cooper S и John Cooper Works общий, но у флагманской версии увеличено пиковое давление наддува: с 1,9 и 2,2 бара. Это в свою очередь заставило инженеров снизить степень сжатия, а также применить усиленные поршни.

А ведь на тормоза Mini, как и у Octavia RS, возложена функция имитации дифференциала повышенного трения – они также подтормаживают внутренее переднее колесо. И, увы, для по-настоящему быстрой езды по треку, как и у Skoda, этого мало. На загородном шоссе или серпантине электронной имитации хватает, чтобы чуть заправить машину в поворот, позволив раньше вставать на газ, но на треке, с его по-настоящему предельными режимами, нужно большее. «Аксакалы» хот-хэтчей B-сегмента вроде Opel Corsa OPC Nurburgring или Renault Clio RS 201 не оставили бы от британского стиляги камня на камне. Но их нет, а он есть. Более того, Renault со сменой поколения стала куда более компромиссной машиной, а у Opel Corsa теперь и вовсе нет «горячей» версии. Выходит, подход Mini оказался правильнее?

Обычно производители подчёркивают, что на их машинах установлены именно механизмы Brembo, но британцы предпочли лишний раз заявить, что это именно JCW. Впрочем, главное, что тормозит Mini фантастически хорошо! Чувствуется почерк BMW.

Уличный дэнсер, ш-ш-шейкер, money maker

Даже Mini Cooper S можно смело отнести к хот-хэтчам, не говоря уже о JCW. Суммарные продажи двух машин последние годы приближаются к 200 экземплярам, что делает британский хэтч фактическим лидером рынка хот-хэтчей страны. Причина? У Mini есть то, чего не было ни у «Корсы, ни у «Клио», ни у «Фиесты», – правильный имидж и автомат. Настоящих любителей хард-кора и связанной с ним механики в России становится меньше с каждым годом. В стране уже сейчас продаётся машин с автоматом больше, чем с МКП, а за последние 10 лет выросло поколение, которое и вовсе не умеет пользоваться третьей педалью. Многие из них уже могут позволить себе дорогой хот-хэтч, и они выбирают Mini.

Огромные воздухозаборники в переднем бампере – не банальное украшательство. Они направляют поток к тормозам Brembo, что отчасти объясняет их неплохую термостойкость. Это отличный аргумент в пользу заказа JCW-обвеса для обычного Cooper S, ведь на нём тормоза попроще, и охлаждение им нужно ещё сильнее.

Да и кому хочется потратить полтора-два миллиона на Renault или Opel? Разве удивишь девушку тем, что у тебя самый быстрый Clio? А вот самый быстрый Mini – это впечатляет. Раньше на пути к заветному флагману стояла та самая третья педаль и рычаг механики, а теперь – только ценник. Да и это условность, ведь купить JCW выгднее, чем максимально приблизить к нему допопциями Cooper S. А как показывает уже второй наш тест нового Mini, совместная жизнь с британскими хэтчбеками со сменой поколения стала куда проще. Багажник больше не номинальный, на заднем сиденье поместятся не только дети, а в комфортном режиме подвеска даже у JCW не жёстче, чем у большинства машин B-сегмента. Если не брать красивые 18-дюймовые шины с низкопрофильной резиной, то и в путешествие куда-нибудь в Ярославскую и Тверскую области с их убитыми дорогами можно отправиться.

В поворотах Mini традиционно почти не кренится и мгновенно реагирует на повороты руля. В спортивном режиме шасси подвеска зажимается настолько, что не некоторых трассах будет не комфортно атаковать поребрики. Да и руль становится несколько перетяжелённым.

Конечно, основная среда обитания любого Mini, включая John Cooper Works, – это город и загородные дорожки. На треке ему не хватает блокировки дифференциала или хотя бы хитрой подвески с отдельными поворотными кулаками, но, в отличие от Octavia RS, путь на гоночную трассу британскому малышу отнюдь не заказан. Самое удивительное, что Mini способен понравится не только молодым парням и девчонкам, которым только дай потратить родительские деньги. Триумфатору Ле-Мана в классе GTE Алексею Басову давно не 25 и даже не 30, а он от Mini в восторге: «Исключительно достойный молодёжный автомобиль – лет до 25. Однако и мне он понравился и уж отторжения точно не вызывает, просто попривыкнуть требует». Создателя трек-кара Shortcut Михаила Даева и вовсе было не остановить – комплименты сыпались из его уст, как их рога изобилия.

Автомат Mini умеет заранее переключаться вниз перед поворотами, исходя из данных навигации, но на треке это, понятное дело, не работает. Зато ручной режим честный, и коробка не переключается вверх. Впрочем, большинству хватит и спортивного режима даже на треке, не говоря уже о городе.

Даже недолюбливающий передний привод, хотя и добившийся на нём своих главных побед, Борис Шульмейстер к концу своей сессии сдался: «Отличная машина!». В отличие от всех своих конкурентов, Mini всегда был готов дать немного больше, благодаря автомату, неповторимому стилю и имиджу бренда, а теперь и вовсе не требует жертв. Поэтому-то этот уличный дэнсер и стал настоящим money maker’ом. И останавливаться не намерен, ведь из шэйкера в обычный автомобиль его можно превратить нажатием одной кнопки. Может ли хот-хэтч быь с автоматом? В России он только таким быть и должен!

Технические характеристики Mini John Cooper Works
Тип двигателя Бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом
Рабочий объём, см³ 1 998
Число цилиндров 4
Число клапанов 16
Макс. мощность, л.с/об.мин. 231/5 200 – 6 000
Макс. момент, Нм/об.мин. 320/1 250 – 4 800
Трансмиссия Роботизированная, 6-ступенчатая
Тип привода Подключаемый
Передняя подвеска Независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска Независимая, пружинная, многорычажная
Тормоза Передние дисковые вентилируемые и задние дисковые
Габариты (ДхШхВ), мм 3 874×1 727×1 414
Колёсная база, мм 2 495
Дорожный просвет, мм 143 мм
Снаряженная масса, кг 1 220
Максимальная скорость, км/ч 246
Разгон до 100 км/ч, с 6,1
Расход топлива (комб.), л/100 км 5,7
Объём багажника, л 211
Объём топливного бака, л 44
Размер шин 205/45 R17
Цена, руб. от 1 770 000
Материал с сайта am.ru.