Возможность за пару дней прокатится на всей гамме моделей того или иного бренда выпадает нечасто. Нам повезло – мы прокатились на всех представленных в России Jaguar по дорогам Кубани.

Наше путешествие проходило на XE 2.0D AWD R Sport (180 л.с. и 430 Нм), XF 2.0D AWD (180 л.с. и 430 Нм), F-Type R (550 л.с. и 680 Нм), F-Pace 2.0D (240 л.с. м 500 Нм) и XJL V6 3.0 S/C AWD (340 л.с. и 450 Нм).


В нашей стране автомобили Jaguar находятся на положении бедных родственников внедорожников и кроссоверов Land Rover, хоть и делят с ними шоу-румы и сервисные зоны. Вот только до появления F-Pace суммарные продажи марки Jaguar были хуже, чем у любой модели Land Rover за исключением Defender! Например, в докризисном 2014 году своих клиентов нашли всего 1 628 «кошек», а худшим в гамме Land Rover стал Range Rover Sport, который выбрали 3 663 покупателя. Поэтому и всевозможные клиентские активности кошачьих были проще, чем у «земляных бродяг». Ни тебе отдельного полигона, ни программы путешествий. Но ситуация стремительно меняется, ведь один только F-Pace покупают больше, чем все «Ягуары» вместе взятые, а скоро на рынок выйдет ещё более доступный кроссовер E-Pace и электромобиль I-Pace.

Цены на F-Type R стартуют с отметки в 9 477 000 руб., за XF и XE в наших версиях нужно отдать не меньше 2 427 000 руб. и 3 241 000 руб., наш F-Pace обойдётся минимум в 3 838 000 руб., а XJL, как у нас, – в 6 200 000 руб.


Поэтому на полигоне JLR Experience в Подмосковье площадка для Jaguar едва ли не больше, чем для Land Rover, а вскоре клиентам могут предложить программу путешествий. У Land Rover, напомню, это проект Expeditions, который сначала обкатали на журналистах под брендом «Открывая Россию». Чечня, Северная Осетия, Армения, Астрахань, Эльбрус, Байкал, – платите деньги и отправляйтесь покорять лучше места нашей страны на Land Rover Discovery 5. Удовольствие гарантировано! Похоже, в случае с Jaguar в российском офисе JLR решили повторить похожий трюк и запустили в 2017 году серию гастрономических путешествий «Едим и едим».

Они позволяют не только познакомиться со всем модельным рядом, но и узнать, как и где в нашей стране варят сыр, делают вино, готовят те или иные национальные и не очень блюда. Я отправился в III Гастротур по дорогам Кубани. Сыры Лефкадии, тихие вина Гай-Кодзора, шампанские вина Абрау-Дюрсо и новая русская кухня Краснодара, – думается, клиенты британской марки с удовольствием бы отправились в такое гастрономическое путешествие. Но мы автомобильное издание, поэтому и говорить будем всё же об автомобилях.

Узнали, кто есть кто? Нет? Подсказываю: XE – слева, XF – справа. При этом англичане отказываются называть тележки обеих машин идентичными – взаимозаменяемых деталей не более 25%. Передняя подвеска XF и вовсе является развитием конструкции спорткара F-Type. А вот двигатели, трансмиссии и задняя подвеска у двух седанов одинаковая.


Брат за брата

Jaguar XE и XF – ближайшие родственники. У них общая платформа, общие силовые агрегаты, очень похожий дизайн и практически одинаковые интерьеры. Когда машины стоят рядом, я ещё могу понять, где XE, а где XF, но в городском потоке определяю не сразу. Особенно, если речь не о виде сбоку, где видна длинная база старшего седана. Честно говоря, мне такой монодизайн не нравится – раньше XF был яркой индивидуальностью с ретро-футуристическим внешним видом и салоном, полным чудес: поворотные дефлекторы и выезжающая шайба автомата появились именно на нём. Сейчас же XF выглядит, просто как растянутый XE, а интерьер бизнес-седана даже проще за счёт более традиционного оформления дверных карт. И в этом его главная проблема.

Доля алюминия в кузове XF самая большая среди всех машин на платформе IQ (Al) – 75%. Благодаря этому Jaguar – самая лёгкая машина в классе, так что даже со 180-сильным дизелем и полным приводом не кажется медленной. А в поворотах XF и вовсе бомба: машина уходит на более крутой радиус как под сброс, так и под добавление газа.


Судите сами, новая «пятёрка» BMW почти не отличается внешне от флагмана 7-серии, а салоны у двух машин и вовсе отличаются лишь нюансами. Mercedes-Benz E-класса не только почти копировал S-класс снаружи и внутри, но даже превосходил представительскую машину до её недавнего обновления в плане технологий. И против этих тяжеловесов англичане выставляют XF с интерьером от автомобиля D-сегмента. Вы бы сами что выбрали? А ведь бизнес-седан отлично едет! На ходу обе машины также очень похожи, но если XE можно превратить из Mercedes-Benz в BMW нажатием одной кнопки, то старший брат всегда остаётся чуть более ориентированным на комфорт автомобилем. Он мягче проходит неровности, позволяет поддерживать более высокую скорость на грунтовке и лишь немногим менее охотно реагирует на повороты руля.

Толерантность Jaguar к изъянам дорожного покрытия зависит от версии. Машина с базовым шасси, как у нас, легко переваривает даже грунтовку. Плохо XF относится только к колеям и ямам с острыми краями. Но наслаждаться машиной я могу исключительно за рулём – сзади голова упирается в потолок, да и запас для ног не велик.


Но его всё равно очень приятно вести как в городской толчее, так и на серпантине к озеру Абрау. XF, как и XE, прекрасно подходит для дорог нашей страны и позволяет ехать быстро даже по не самому качественному асфальту. Талантливая машина! Но моё сердце по-прежнему принадлежит XE. Честно говоря, мне кажется, что лучше отдать деньги за навороченный младший седан, чем купить XF попроще. Я не буду повторять тут свои восхищения XE (лучше прочитайте статью «Кис-кис, мяу-мяу: тест Jaguar XE»), продублирую лишь вывод: сравниться с младшим Jaguar в этом сегменте может лишь BMW 3-серии.

И, похоже, рынок начинает это понимать. Если в 2016 году, когда я впервые прокатился на XE, за две недели я встретил лишь один такой же седан, то в последние месяцы вижу младшую «кошку» почти каждый день. Всё дело в выгодных ценах: за те же деньги Jaguar оснащён лучше, чем немецкие конкуренты. Ещё заметна эта разница, когда речь заходит об XF, у которого высокие комплектации немногим дороже, чем базовые версии 5-серии. Может, я рано хороню английский бизнес-седан?

Трудно поверить, но XJ дебютировал ещё в 2008 году. Машина изначально разрабатывалась в длиннобазной версию, которую затем укоротили. Благодаря этому XJL смотрится гармонично, а короткая машина – куцей. У конкурентов L-версии, напротив, выглядит менее пропорционально коротких.


Старая школа

На фоне младших седанов флагман Jaguar XJ стоит особняком. У него свой оригинальный дизайн, который ничуть не растерял ни красоты, ни грации за прошедшие с момента дебюта 8 лет. Стремительный силуэт, вытянутый, будто кошка в прыжке, кузов, множество маленьких деталей, которые хочется рассматривать, – для меня по-прежнему именно XJ является самым красивым седаном марки. Но какой же он старый! Особенно это чувствуется в салоне, который не смогло освежить даже обновление 2017 года. Дисплей виртуальной панели приборов маленький, его графика устарела, а медлительность раздражает. Не поражает воображение и головной дисплей мультимедиа-системы InControl Touch Pro. Да, у неё тот же набор функций, что у более современных XE и XF, но сам дисплей меньше.

Обновление 2017 года принесло XJ новую мультимедиа-систему InControl Touch, но и без неё интерьер по-прежнему выглядит здорово. Вот только посадка не слишком удобная, руль перегружен кнопками (их почти два десятка!), крыша давит на голову, а центральный тоннель – на бедро.


Не в восторге останутся и задние пассажиры. XJ никогда не был полноценным представительским автомобилем, это именно большой спортивный седан, но изменения последних лет совсем отдалили его от этой роли. Хотя, по идее, всё должно было быть наоборот. Ещё в начале десятилетия XJ наконец обзавёлся раздельными регулировками половиной сидений, массажем и вентиляцией, а теперь к услугам задних пассажиров довольно крупные столики на крепких ножках и большие дисплеи, закреплённые на спинках впереди стоящих кресел вместо небольших интегрированных в подголовники экранчики. Вот только эти новшества съедают очень много места для ног, так что представительский по замыслу седан оказывается не просторнее Toyota Camry. Зато валики массажа весьма сильно разминают спину, а вентиляция сидений стала гораздо тише – раньше шум был, как у поршневого самолета на взлёте.

Сзади теперь появились большие экраны и полноценные столики, но из-за этого места для ног стало совсем мало. К блоку климат-контроля на торце тоннеля приходится далеко тянуться, а нажимать кнопки на боковине подлокотника неудобно. Как и в случае с XF, владельцу XJ лучше самому садиться за руль.


В отличие от XE, XF и F-Pace, XJ построен на старой алюминиевой платформе и на ходу заметно от них отличается. Он сильнее кренится, а его руль чуть легче, но в целом в движении это именно Jaguar – спортивный седан с чуткими педалями, отличной обратной связью по рулю и мгновенными реакциями на его отклонение. Нет, в этой машине нужно ездить исключительно в качестве водителя. Пусть жена и дети наслаждаются удобствами второго ряда! Конечно, современная BMW 7-серии и Mercedes-Benz S-класса управляются не хуже, но при этом дарят куда больший уровень комфорта, а их список опций куда длиннее, но Jaguar всё равно любишь. За те олдскульные ощущения, что он дарит.

XJ – дитя другой эпохи, когда у каждой машины была яркая индивидуальность, когда преимущества в одном оборачивались проигрышем в чём-то другом, а отличить автомобиль одной марки от другой можно было с закрытыми глазами, просто прокатившись пару километров пассажиром. Увы, из другой эпохи и качество сборки нашего XJ. Вываливался блок зарядных разъёмов в бардачке, не реагировало на кнопки одно из боковых стёкол, через раз работал массаж на одном из кресел… Да, в современных моделях Jaguar такого уже не встретишь.

Восприятие F-Pace зависит от двигателя и подвески. Со 180-сильным дизелем озорной характер шасси раздражает, так как динамика ему не соответствует. Jaguar с 380-сильным V6 3.0, напротив, кажется слишком мощным для своих возможностей. В этом плане 240-сильным версия 2.0-литрового мотора выглядит эталонной.


Лучшая кошка в джунглях

На «Спорткаре года» Jaguar F-Pace пленил меня своим ярким нравом. Красивый дизайн, громкий мотор и любовь к скольжениям, ­– на таких кроссоверах в этом сегменте я ещё не ездил! Jag оказался удивительно похож на… мой любимый дорестайлинговый Porsche Cayenne GTS прошлого поколения с атмосферным V8. Тоже тот ещё bad boy. Но по дорогам Краснодарского края я ездил на машине не с компрессорным V6 3.0, а с 300-сильным дизелем того же объёма. И эта штука, я вам доложу, посильнее «Фауста» Гёте! Если XE позволяет ехать быстро по не самой лучшей асфальтовой дороге, то F-Pace, кажется, может и хочет дубасить вообще по любой.

Несмотря на подчёркнуто спортивный имидж F-Pace неплохо приспособлен для езды по бездорожью. У него самый большой среди конкурентов клиренс, есть внедорожный режим управляющей электроники, а также неплохая геометрия. Если не брать версию R Sport со спортивной подвеской, то F-Pace прекрасно справляется с нашими дорогами.


Это на треке первый в истории марки кроссовер пугал солидными кренами, а на дороге они уже воспринимаются как небольшие. При этом руль точен и налит усилием не хуже, чем на соплатформенных седанах. На грунтовке же F-Pace так и просит помести хвостом. Класс! Если же перевести шасси в комфортный режим и никуда не торопиться, то кроссовер превращается в едва ли не самый комфортный автомобиль в гамме Jaguar. Он отлично держит прямую, не реагирует на колеи, мягко преодолевает почти все неровности, кроме острых швов и совсем уж крупных ям. Таким и должен быть премиальный спортивный кроссовер для нашей страны!

F-Type R оснащается V8 5.0 мощностью 550 л.с. и полным приводом, что позволяет без проблем ехать быстро, что по пыльному асфальту, что в дождь. Но даже в окрестностях Геленджика мало дорог, где на нём можно безопасно позажигать. А главным препятствием для путешествий по России является вовсе не подвеска, которая неплохо держит удар, а чисто номинальный багажник.


Не в своей тарелке

О Jaguar F-Type постоянные читатели Am.ru наслышаны – в прошлом году я знакомил вас с базовой 300-сильной версией 2.0t на дорогах и с могучим F-Type R на треке. По Кубани кататься по дорогам пришла очередь и 550-сильного автомобиля. Увы, того удовольствия, что дарует «Эрка» на треке, нет даже не серпантинах. Тесно F-Type с V8 на дорогах общего пользования – остаётся только мотором рычать. А наслаждаться кабриолетными радостями можно и в родстере с компрессорным V6, у которого звук не хуже.

Вот только рвануть летом в Краснодарский край не получится – у родстера практически нет багажника и даже двум людям разместить свой багаж не получится. Именно поэтому F-Type навсегда останется для меня в тени XK, непрямой заменой которому он является. Тот Jaguar был менее талантливым на треке, но позволял с ветерком проехать всю страну – у купе багажник был на зависть хэтчбекам гольф-класса, а у кабриолета в роль дополнительной багажной полки выступал куцый задний диван.

Флагманом продаж Jaguar в России является F-Pace, на который приходится около 60% всех проданных машин. Следом с четырёхкратным отставанием следует XE, который немного опережает XF. XJ и F-Type выбирают истинные фанаты, причём спорткар продаётся лишь в три раза хуже флагмана.


Кошкин дом

И всё же, кто хозяин в кошачьем доме – какой Jaguar лучше? Мой хит-парад выглядит так: XE, F-Pace, XF, XJ и F-Type. F-Type медленнее Porsche на трассе и менее удобен в каждодневной эксплуатации, чем Nissan GT-R и Chevrolet Corvette, – откровенная игрушка. XJ – вещь в себе, которую нужно покупать только если вы любите именно большие Jaguar со всеми их минусами. Машина тесная и старая, но влюбиться в её дизайн и управляемость очень даже возможно. Главное, не воспринимать её в роли машины для езды с водителем. XF хорош, но его проблема в том, что BMW и Mercedes-Benz недавно обновили свои седаны бизнес-класса, задав новый стандарт технологичности, до которого Jaguar XF не дотягивает. Да и Volvo как назло сделали из S90 дворец на колёсах… А вот F-Pace и XE не уступают, а в чём-то даже превосходят даже самых лучших конкурентов. Оба автомобиля демонстрируют прекрасный баланс комфорта и спортивности, потрясающе выглядят и стоят адекватных денег. F-Pace ещё попросторнее Porsche, Mercedes-Benz и BMW, а багажник у него и вовсе один из самых просторных в классе. Так что не удивляйтесь, если на дорогах вашего города кошачий концерт будет звучать всё чаще.

Материал с сайта am.ru
Автор: Антон Ширяев