Около 5 лет назад я с другом поехал смотреть гонку DTM на Moscow Raceway. Я хорошо помню этот момент, потому что, несмотря на то, что я уже несколько лет занимался картингом и увлекался гонками в целом, это была первая настоящая большая гонка, которую я посещал вживую. Зрелище было впечатляющее! Огромный и красивый автодром, обойти который пешком не представлялось возможным, толпы зрителей, которые заплатили приличные деньги за билет, мощнейшие гоночные автомобили с невероятно звучащими моторами и просто потрясающая атмосфера — атмосфера гонок, атмосфера праздника. Я и не мог представить, что через не такое уж далекое время я буду сам стоять в гоночном комбинезоне перед всеми этими зрителями на подиуме и наслаждаться той самой атмосферой. Именно этим и закончилась моя недавняя гонка на Moscow Raceway. Конечно, я гонял пока еще не на автомобилях DTM, а только в гонке поддержки на спортпрототипах Mitjet 2L, но это не сделало мероприятие менее интересным для меня.

Я занимаюсь гонками уже много лет и успел поучаствовать в очень разных соревнованиях. Что важно рассказать про мою гоночную карьеру – это то, что абсолютно всегда я совмещал гонки с какой-то другой деятельностью. Это могла быть учеба, различные внеучебные активности, работа в корпорациях, свой бизнес или все это вместе сразу. С одной стороны, это мешало показывать максимальные результаты, ведь я участвовал в сильнейших национальных соревнованиях и конкурировал с профессионалами, которые занимались только этим, а с другой стороны, это добавляло остроты и делало мое увлечение только интереснее. В этой статье я хочу коротко рассказать про свой путь в автоспорте и дать советы тем, кто мечтает о попадании в мир гонок.

Картинг – первая ступенька в автоспорт

Принято считать, что занятия гонками нужно начинать с картинга. О верности этого утверждения говорит как статистика (можно взглянуть на количество успешных пилотов F1, которые начинали с картинга), так и просто логика, ведь картинг дает возможность научиться некоторым спортивным основам и достаточно бюджетно определить, интересует ли на самом деле вас этот спорт и стоит ли заниматься им дальше. Как и многие другие, я тоже начал свой путь с картинга.

Прокатный картинг – бета-тест автоспорта

В свою очередь, первой ступенькой картинга является прокатный картинг. То есть, любительские соревнования на прокатных машинах на маленьких, в основном, крытых картодромах. Эти соревнования дают отличную возможность познакомиться с миром автоспорта. Они дешевле, чем любые другие, и часто там можно найти высочайший уровень конкуренции. Например, я начинал свою карьеру с чемпионата МИКС, который является самым сильным и масштабным из всех. В то время я еще учился в школе и каждую неделю около 2 раз ездил на картодром после уроков, чтобы тренироваться. Сложно было представить тогда, что это увлечение выльется во что-то более серьезное, и что уже через несколько лет я буду участвовать в сильнейших спортивных соревнованиях по всей стране, ведь в начале пути я даже не думал о самих соревнованиях. Мне просто хотелось научиться хорошо ездить. А если честно, то мне просто нравилось кататься на картах. А если совсем честно, то я хотел обогнать своего друга, который всегда был быстрее меня. Так или иначе, я увлекся картингом настолько, что захотел принять участие в соревнованиях, и сделал это. Я помню свою самую первую гонку, которой оказался детский этап МИКСа. Что особенно классно, сразу в этой первой гонке я занял 3 место и попал на подиум! Кубок, медалька, шампанское, поздравления. Это была не только моя первая награда в автоспорте, но и первая награда в спорте вообще (я занимался многими видами спорта до этого, но был не особо успешен…везде).

Дальше было только интереснее. Тренировки стали еще более регулярными, соревнования тоже, и я получал огромное удовольствие от этого. Сначала были детские гонки, потом взрослые, а когда я уже начал достигать успехов на высшем уровне (то есть, периодически занимать подиумы на МИКСе в группе А), стал задумываться о переходе в профессиональный спортивный картинг. Есть мнение, что «прокат» не дает особой пользы и имеет смысл сразу начинать свои занятия в «спорте». Я бы сказал, что это может быть верно для маленьких детей, и, более того, при условии, что у их родителей есть много денег. Если говорить про взрослых, то, на мой взгляд, прокатный картинг однозначно будет полезен, потому что, как минимум, позволит при низких денежных и временных затратах понять, нравятся гонки или нет, а, как максимум, научит основам, которые пригодятся и в «спорте». Что важно, «прокат» — это то, что относительно легко можно совмещать с учебой или работой. По крайней мере, дальше будет гораздо сложнее.

Спортивный картинг – все по-взрослому

Спортивный картинг делится на много разных классов, и выбрать подходящий класс – это первая большая проблема, ведь от него очень многое зависит: бюджет, география, конкуренция, физические нагрузки и еще много всего. Помимо этого, нужно выбрать подходящую команду, которая будет хранить, перевозить и обслуживать технику. Нужно также выбрать и купить или взять в аренду саму технику. Одним словом, проблем очень много. Ситуацию усложняет тот факт, что информации в открытом доступе очень мало, и новичку очень сложно в этом разобраться. На эту тему можно было бы написать целую отдельную статью, но пока я просто скажу, что, пожалуй, на этом этапе самым полезным будет найти человека, который разбирается в этой теме, и готов помочь советами.

Я сам начинал свои спортивные выступления в классе Rotax Max DD2, который считается полупрофессиональным классом, но предлагает гонки на хорошей быстрой технике и высокий уровень конкуренции. Серия Rotax позиционирует себя как соревнования с невысоким бюджетом, что очень важно для гонок. Проблема в том, что это неправда. Может бюджет и ниже, чем в топовых классах, но он все равно достаточно высокий, если ты хочешь ехать в лидерах. Конечно, бывают редкие случаи, когда особо талантливым пилотам удается выигрывать гонки при низких расходах, но это скорее исключения. Конечно, отдельно отмечу, что бюджет в любом случае будет несравнимо выше, чем в прокатном картинге. Я поездил в этом классе около 3 сезонов перед тем, как перейти в Чемпионат России. Возможно, это было слишком долго. Как я сказал, на мой взгляд, Rotax отлично подходит для старта, но все же KZ (топовый класс на Чемпионате России) предлагает гораздо большее за не сильно больший бюджет.

Что же интересного в классе KZ? Во-первых, сама техника. Безумно быстрый карт с полноценной коробкой передач, который разгоняется до 100 км/ч за 2.5 сек, а максимальная скорость может составлять до 150 км/ч. Этим картом управлять круто, сложно и очень быстро. Во-вторых, соревнования. Именно в этом классе проходят самые важные гонки в мире картинга как на национальном, так и на международном уровне. То есть, в KZ можно состязаться с лучшими картингистами страны и мира, а стартовая решетка почти всегда полная и насчитывает около 20 или больше человек. В-третьих, физические нагрузки. Они огромные. Часто люди не понимают, почему гонки являются физически сложными. Тут есть хорошее решение – попробуйте проехать одну сессию на KZ. Я почти уверен, что неподготовленный человек не сможет нормально проехать полноценную сессию по хорошему держаку, потому что это реально сложно. Как-то раз, я был на тестах в Италии. Была жара, много пилотов и хороший держак на трассе. Мои тесты должны были длиться 3 дня, но в первый день я совершил ужасную ошибку. Так как к этим тестам я хорошо готовился в спортзале, да и вообще уже давно ездил в этом классе, я был абсолютно уверен в своих силах и в первый день увлекся тренировками. Там не было ограничений по времени, и можно было ездить сколько угодно. Я этим особо не пользовался и ездил стандартные 15-ти минутные сессии в течение всего дня, а вот последнюю сессию решил сделать большой и откатать полный бак. Полного бака хватило на 40 мин езды. Эти 40 мин я выдержал, но что было потом…на следующий день у меня так все болело, что я просто не мог встать с кровати, и следующие дни тестов прошли в муках для меня. Зато хорошо испытал свою выносливость!

Одним словом, в KZ было весело. Пожалуй, это были самые сложные гонки, в которых я когда-либо участвовал. Несмотря на то, что мне не удалось выиграть Чемпионат России или даже попасть в призовую тройку, я горжусь тем фактом, что несколько раз попадал в топ-5, оформил свой КМС там, а в своей последней гонке на Кубке России занял 3 место в обеих гонках. Зачем же я ушел оттуда? Во-первых, были проблемы со временем. Так как это гонки профессионального уровня, приходилось очень много тренироваться. Некоторые пилоты приезжали на картодром за 2 недели до этапа и активно тренировались все это время. Более того, они выезжали на тесты и тренировались между этапами. Иногда у меня получалось работать по такому графику, но чаще все же нет. Я считаю, что именно в этом была моя основная проблема, которая мешала показывать более высокие результаты. Видимо, совмещать гонки в KZ с серьезной учебой или работой невозможно. По крайней мере, не знаю подобных примеров. Но была и другая причина для перехода. Я поездил в KZ уже около 3 лет и хотел двигаться дальше, пробовать что-то новое, и тут очень удачно подвернулась возможность перейти в кольцевые гонки.

Большие гонки

Сейчас я заканчиваю только свой первый сезон в кольцевых гонках, поэтому я пока полный новичок, но могу поделиться своими впечатлениями. Первый раз, когда я сел в Mitjet, я был немного в шоке. Вроде бы я крутой пилот, КМС, гонял вот недавно в Чемпионате России, призы даже какие-то брал, но тут все по-другому! Большая машина, большая трасса, большая максимальная скорость. Тут особенно забавно вспомнить именно мой первый выезд на Сочи Автодроме. Я сел в машину, выехал на трассу и начал потихоньку вкатываться и привыкать ко всему. Разумеется, я ехал очень медленно и не осознавал особо, что я делаю. И тут сюрприз…пошел дождь. Причем, дождь пошел очень сильный. Мало того, что я не понимал, как нормально управлять машиной на сухой трассе, на мокрой это было еще сложнее. Ситуацию ухудшало то, что я не знал, какая кнопка отвечает за дворники, и не смог их включить. Более того, лобовое стекло запотело, и я практически ничего не видел. Ну что ж…надо срочно заезжать на пит-лейн, но вот проблема – я не знаю, где он! Во-первых, я еще не выучил трассу, а, во-вторых, я просто не видел, куда я еду. Так что мне пришлось несколько кругов поползать по трассе и на ощупь найти въезд на пит-лейн. Ох, тяжелый был заезд.

Весело вспоминать эту историю сейчас (спустя год), когда я уже езжу абсолютно уверенно в любую погоду (хоть и не люблю дожди до сих пор; возможно, это все из-за того случая…но это не точно) и даже часто занимаю призовые места. Я многому научился за этот год, и это то, что радует меня больше всего. Теперь я получаю огромное удовольствие от этих гонок. Что мне нравится больше всего? Опять же 3 вещи: машина, трассы, организация соревнований. Да, Mitjet совсем не такой резкий как KZ, он не разгоняется так быстро, и передачи переключаются гораздо спокойнее, но есть и много плюсов. Основной из них – это чувство того, что ты едешь на полноценной большой гоночной машине. Ну, и максималка, конечно, гораздо больше.

Второе преимущество больших гонок – это трассы. Кольцевые гонки для меня начались с трассы Сочи Автодрома, которая является лучшей трассой России и, возможно, одной из самых интересных трасс в календаре Формулы 1. Этот уровень для меня был просто шокирующем после картинга. Как будто парень из деревни приехал в Москву. Просторный паддок, гигантские трибуны, широчайшая скоростная трасса, настоящие гоночные боксы, командный вип-домик с диванами, душем и раздевалкой. Все это просто шикарно, и дает почувствовать, что ты уже в больших гонках. Ну, и третье преимущество – это организация соревнований. Она в Mitjet Russia всегда на высшем уровне. Даже не знаю, что можно отметить…четкое расписание, интересные и красивые гонки, широкое освещение в СМИ, прямые трансляции на Матч ТВ шоу-программа на этапах, много зрителей на трибунах. Одним словом, абсолютно все на уровне. Когда я проехал свою первую гонку в этом классе, у меня даже не было сомнений по поводу того, хочу ли я продолжать. Разумеется, оставался вопрос с бюджетом и временем, но и тут все было более, чем хорошо. Необходимый бюджет, как и потенциальные затраты по времени оказались ниже, чем на Чемпионате России в KZ. Конечно, и тут хотелось бы тренироваться больше, но иногда нет возможности. Тем не менее, тут перед каждым этапом проходит максимум 3-5 тестовых дней, но никак не 2 недели тренировок. Поэтому, их вполне можно совмещать с другой деятельность, что я и делаю вместе со многими другими пилотами.

Попробуйте!

Я пока не знаю, как сложится моя гоночная карьера дальше. Это будет зависеть от многих факторов. Но я точно знаю, что всегда буду стараться найти ресурсы и возможности для участия в гонках, так как они приносят мне огромное удовольствие. Если вы тоже хотите, но сомневаетесь, просто попробуйте. Например, начните с прокатного картинга или заездов по автодрому на время на своей обычной машине (главное, не с уличных гонок — это ужасно и не имеет и близко ничего общего с нормальным автоспортом). Если действительно понравится, то наверняка, вы сможете найти возможности для развития в этой сфере.

Текст: Никита Худов

Фото: Сергей Саврасов, Юлия Королева, Екатерина Сорокина