Финляндия — довольно популярная европейская страна для путешествия. Особенно для россиян, ведь добраться туда можно не только на самолете, но и на поезде и даже личном автотранспорте, ведь Финляндия граничит с Россией и является «первым пунктом» при путешествии по Европе. Мы расскажем вам о том, по каким дорогам предстоит ездить вашему или взятому в прокат автомобилю, какие правила необходимо будет соблюдать водителю, чтобы не получить огромный штраф, а также, где и за какие деньги можно будет парковать свой транспорт.

Заодно попробуем разобраться, почему у финских дорог превосходное качество при таком неустойчивом климате.


 

Финляндия, Финляндская Республика — государство на севере Европы. Население составляет около 5 479 800 человек, территория — 338 430,53 км². Протяженность автомобильных дорог общего пользования — около 80 000 км, из них около 51 000 км — дороги с твердым покрытием. Длина автомагистралей — 863 км.

Платных дорог в Финляндии нет.

Качество дорожного покрытия отличное. Дороги ровные, несмотря на частые смены угла наклона и множество крутых поворотов. Там, где нет асфальта, есть грунтовка, но не такая, к которой привыкли мы, а укатанная, разровненная, по ней и легковому автомобилю ехать «незубодробительно».

Прежде чем разобраться, как финским властям и дорожным службам удается поддерживать дороги в хорошем состоянии, немного расскажем о климате этой страны. Ведь многие полагают, что он схож с нашим, российским.

Климат умеренный, переходный от морского к континентальному, а на севере континентальный. В течение года в стране преобладают западные ветры с частыми циклонами.

В Северной Финляндии максимальная температура днем может порой достигать +30 градусов. В зимнее время, особенно в январе и в феврале, температура часто снижается до -20. Количество осадков — 400-700 мм в год.

В Финляндии холодная зима и теплое лето. Средняя годовая температура в Хельсинки (столица Финляндии) составляет плюс 5,3 градуса.

На самом севере страны, за Полярным кругом, во время «белых ночей» солнце не заходит за горизонт в течение 73 дней. А зимой полярная ночь длится 51 день.

Несмотря на то, что Финляндия находится на севере Европы, климат не очень суровый из-за влияния Балтийского моря.

Средняя температура июля на юге страны около 16° С. Средняя температура февраля — около -9° С. Снег лежит около 4 месяцев в году на юге страны и около 7 месяцев — на севере. Поэтому на юге снег сходит уже в начале апреля, а на севере — только к концу мая.

Мы с вами уже «путешествовали» по дорогам Исландии и Гренландии, где климат по-настоящему суров. Здесь же, в Финляндии, теплее, однако обильные осадки и довольно низкие температуры вполне могли бы негативно сказываться на качестве дорожного покрытия. Но нет. Дороги могут порадовать своим качеством туриста из любой страны. Почему?

Как строятся дороги в Финляндии?

Как и в других европейских странах, финны следят за качеством «подушки», состоящей из различных материалов. С недавнего времени основное строительство ведется в регионах страны, где раньше проложить качественные дороги было нельзя из-за нестабильного грунта. Но современные технологии и материалы позволили решить и эту проблему. Новая методика называется стабилизацией грунтовых масс — к торфу или глине добавляются специальные смеси, которые позволяют сделать основу для будущей дороги более устойчивой.

Дороги ремонтируют только вечером и/или ночью, чтобы не создавать помех и неудобств для автолюбителей.

Хорошо организованная система строительства и ремонта дорог лишает возможности мошенничества и воровства со стороны подрядчиков/рабочих, а хорошо отлаженный контроль приводит к тому качеству дорог, которое мы можем видеть в Финляндии.

В Финляндии около 800 километров скоростных автомагистралей, несколько десятков автомобильных трасс, соединяющих крупные города, и множество автомобильных дорог местного значения.

Скоростные трассы называются Moottoritie и обозначаются зелеными щитами. По ним можно ехать с максимальной разрешенной в стране скоростью 120 км/ч летом и 100 км/ч зимой.

Переход на летние ограничения скорости происходит в марте: таблички меняются постепенно с юга страны к северу. Обратно к зимним скоростям Финляндия переходит в октябре.

Скоростных автомагистралей в Финляндии немного, все они находятся в южной части страны. Это прежде всего часть автомагистрали Е18 от Хельсинки до Турку, участок от Хельсинки до Перная (это между городами Порвоо и Ловиса) и небольшой отрезок на направлении Котка — Хамина. Сейчас на Е18 ведутся масштабные дорожные работы, финны обещают, что к 2020 году вся дорога от пограничного пункта Ваалимаа до Турку будет скоростной.

Стоимость финских автомобильных дорог оценивается в 15 миллиардов евро. С автомобилистов в стране ежегодно собирают 7 миллиардов евро налогов и платежей. 10% из них идет на возведение и поддержание дорожных сетей. Средняя стоимость строительства одного километра скоростной автомагистрали (без мостов и тоннелей) составляет 3–5 миллионов евро.

Несмотря на довольно скромную в рамках Европы протяженность автодорог, Финляндия обладает довольно развитой инфраструктурой. Например, город Хельсинки (столица) — имеет три объездных дороги. Для сравнения — у 10-миллионной Москвы столько же.

Помимо автодорог с твердым покрытием финское правительство поддерживает функционирование грунтовок. Здесь их очень много.

На них нередко происходят столкновения с лосями.

Дороги Финляндии поражают своей чистотой, ровностью и безопасностью. Они сделаны для людей — водителей, пешеходов и велосипедистов. Правда, последние предпочитают передвигаться по специально организованным для велосипедов дорожкам. Те идут параллельно автодорогам, хоть и гораздо более извилисты.

В будние дни загруженность дорог невелика, но в выходные и в праздники начинается суета: финны выезжают на дачи, пикники, рыбалку и пр. Перед выходными и после них поток машин на дорогах заметно увеличивается, особенно плотно трассы забиты в канун Рождества и на Иванов день.

Накануне выходных наиболее загружены трассы в районе Хельсинки, откуда идет основной поток, и в главных дачных регионах страны, где находится большинство коттеджей — в Турку, Сало, Ювяскюля, Куопио.

Дороги некоторых городов Финляндии

Хельсинки — столица:

Снег в Финляндии чистят, но не сразу. Местные водители уже давно привыкли и всегда готовы поездить несколько дней, а то и недель и месяцев (осадки в виде снега зимой в Финляндии так же обильны, как и дождь в теплое время), по заснеженным дорогам.

Эспоо:

Турку:

В финских городах не так много широких разноуровневых развязок, многополосных шоссе и огромных сложных перекрестков. В целом асфальт хороший везде, кроме участков, где дорога выложена брусчаткой. Это старые улочки, и ровным дорожное покрытие здесь никак не назовешь. Придется перекатываться с маленькой скоростью, что и делают местные жители — спокойно ползут по брусчатке. Есть и участки с малозаметной разметкой, в некоторых местах асфальт старый, с мелкими трещинками. Но огромные ямы, выбоины, «волны» на дорогах Финляндии найти довольно сложно — благодаря своевременному ремонту дорожного полотна и аккуратным, законопослушным финнам.

Должно быть, эти олени сбежали от Санта-Клауса, ведь тут, в Финляндии, в регионе Лапландия (шведская провинция Лаппланд) и живет главный зимний Дед.

А дороги здесь такие:

Правила дорожного движения

Финские правила дорожного движения от российских практически не отличаются: разве что штрафы за их нарушения существенно выше, а договориться о взятке с представителями власти не получится. Для того чтобы поездка в Страну тысячи озер не омрачилась проблемами на дорогах, стоит внимательно ознакомиться с местными ПДД и как следует подготовить к путешествию свой автомобиль и все необходимые документы.

Любой турист, въезжающий в Финляндию на своем автомобиле, должен иметь при себе:

  • Национальное водительское удостоверение.
  • Регистрационные документы на автомобиль.
  • Талон годового технического осмотра.
  • Greencard — международный сертификат страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Этот договор может быть заключен на срок от 15 дней до года.

Основные ПДД:

Использование ремней безопасности обязательно для передних и задних пассажиров.

Ограничения скорости: в населенном пункте можно разгоняться не более чем до 50 км/ч, вне населенного пункта — не более 80 км/ч, а на автомагистрали — не более 120 км/ч.

В Финляндии много камер контроля скорости. Перед каждой всегда есть предупреждающий знак. Причем за первой камерой на расстоянии нескольких километров может располагаться еще несколько.

Водители обязаны включать фары на трассе и в черте города (ближний свет или габаритные огни) в любое время суток.

Максимально допустимый уровень алкоголя в крови у водителя в Финляндии равен 0,5‰.

Детям ростом менее 135 см запрещено ездить на передних местах. Они могут путешествовать только на задних сиденьях автомобиля. Детей в возрасте до трех лет можно перевозить в транспортном средстве только в специальном детском удерживающем устройстве, соответствующем их весу.

Во время движения запрещается пользоваться телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.

Зимняя резина обязательна в период с 1 декабря по 1 марта. Использование шипованных шин разрешено с 1 ноября до первого понедельника после Пасхи. Такие шины должны быть установлены на всех колесах.

Пешеходы обязаны использовать светоотражающий жилет в темное время суток. Водитель или пассажир, который выходит из автомобиля и становится пешеходом, должен также надеть светоотражающий жилет.

Суммы штрафов за некоторые нарушения:

В Финляндии штраф за нарушение ПДД может исчисляться в фиксированной сумме (в евро) или так называемым дневным тарифом (д.т.). Дневной тариф считают следующим образом: из чистой прибыли, которая представляет собой сумму ежемесячного дохода, оставшуюся после вычитания налогов, отнимают €55 (примерно 17 786 руб.). Полученный результат делится на 60. Кроме того, наличие на попечении несовершеннолетнего ребенка снижает сумму дневного тарифа на €3 (209 руб.) за каждого.

Минимальная сумма дневного тарифа составляет € 6 (418 руб.).

  • Превышение скорости от 24 до 26 км/ч — 14 д.т. в населенном пункте и 12 д.т. вне населенного пункта.
  • Превышение скорости от 27 до 29 км/ч — 16 д.т. в населенном пункте и 14 д.т. вне населенного пункта.
  • Превышение скорости от 45 до 47 км/ч — 28 д.т. в населенном пункте и 26 д.т. вне населенного пункта.
  • Превышение скорости от 48 до 50 км/ч — суд (в населенном пункте) и 28 д.т. вне населенного пункта.
  • Превышение скорости от 51 км/ч — суд.
  • Если уровень алкоголя в крови составляет от 0,5‰ до 1,2‰, то штраф составит от 15 дневных тарифов плюс лишение водительского удостоверения.

Превышение уровня алкоголя в крови 1,2‰ считается нарушением с отягчающими обстоятельствами. Наказание, помимо большого штрафа (не менее 60 дневных тарифов), предусматривает лишение свободы.

Другие штрафы:

  • Несоблюдение требований дорожных знаков — €100 (6975 руб.).
  • Опасное вождение — €70 (4882 руб.).
  • Проезд на красный свет — €64 (4464 руб.).
  • Выбрасывание мусора на дорогу — €100 (6975 руб.).
  • Использование мобильного телефона (без гарнитуры) во время вождения — €100 (6975 руб.).
  • Непристегнутые ремни безопасности — €70 (4882 руб.).
  • Превышение допустимого содержания алкоголя в крови — €200 (13 949 руб.).
  • Неправильная парковка — от €10 до €40 (от 697 до 2790 руб.).
  • Использование и хранение радар-детекторов. Под хранением подразумевается даже наличие устройства в автомобиле в выключенном состоянии. Штраф от €120 (8370 руб.) и конфискация устройства.
  • Использование изношенных или не соответствующих сезону шин — штраф в размере 8 дневных тарифов с последующим запретом эксплуатации автомобиля..

Сотрудник полиции не может взимать штрафы на месте. Он выпишет квитанцию, а оплатить ее можно в любом банке (банкомате, платежном терминале или через интернет) в течение двух недель.

Качество дорог зависит не только от технологии строительства, но и от того, насколько бережно к ним относятся. Автомобилисты в Финляндии отличаются своей воспитанностью, ездят в основном по правилам. Редко можно встретить «лихачей» или нарушителей правил дорожного движения. Ведь каждый водитель знает, что в случае любого нарушения (за которым следят тысячи камер) придется расстаться с приличной суммой денег.

Парковка в Финляндии

Финские правила парковки тоже похожи на российские, для начала стоит запомнить, где и когда оставлять свой автомобиль НЕЛЬЗЯ:

— если вдоль дороги (справа) нарисована желтая линия;
— на проезжей части, имеющей 2 полосы в одном направлении;
— если установлен запрещающий парковку знак;
— если отсутствуют какие-либо знаки парковки;
— на перекрестке и вблизи него;
— около светофора;
— на местах для инвалидов;
— на местах, где припаркованное авто будет препятствовать эвакуации другого транспортного средства или мешать движению;
— на местах остановки маршрутных транспортных средств;
— на тротуаре;
— на трамвайных путях и на расстоянии ближе 30 метров к ж/д переезду;
— на пешеходном переходе и менее 5 метров до него;
— в тоннеле;
— у ворот здания;
— под углом к проезжей части;
— на парковочных местах, если часть автомобиля остается за пределами обозначенной области.

Указания на знаках:

— Pysakointikielletty — остановка транспортных средств запрещена;
— Kielletty — запрещено;
— Vaintalonasukkaille — парковочное место только для жильцов дома;
— Vieraspaikka — стоянка для гостей.

В большинстве небольших городков Финляндии есть бесплатные парковки для автомобилей. Чаще всего они располагаются у главных достопримечательностей и больших супермаркетов.

Исключение составляет столица Финляндии — Хельсинки. Парковка в центральных районах города может стоить €3 в час (209 руб.). Стоянки разделены на три зоны, и тариф тем дороже, чем ближе вы находитесь к центру. Оплачивать парковку нужно через специальные автоматы.

В некоторых районах не допускается парковка без специальной пластиковой таблички с циферблатом, так называемых «парковочных часов» (купить их можно в магазинах автомобильных запчастей, на станциях технического обслуживания, в киосках R-kioski или на заправках).

При въезде на подобные стоянки всегда стоят знаки, на которых обозначена необходимость наличия у водителя таких «часов», также там указывается максимальное время, отведенное для парковки. Парковочные часы с отмеченным временем прибытия помещаются под лобовое стекло автомобиля (время выставляет сам водитель).

Нужно установить время начала парковки (а не ориентировочное, когда вы собираетесь вернуться), округленное до следующего получаса. Например, если вы приехали на парковку в 15:16, то стрелку надо поставить на 15:30. Время стоянки отсчитывается от начала отмеченного и не должно превышать интервала, указанного на знаке (например, 3 часа).

Парковочные часы на платных стоянках не используются. Платные стоянки обозначены отдельным знаком.

Штраф за неправильную стоянку выписывают сотрудники полиции или специальные «парковочные люди», которые также помогут правильно поставить автомобиль.

Обычно штрафуют за несоблюдение правил стоянки в городах и населенных пунктах, неиспользование парковочных часов (или выезд с парковки позже обозначенного на часах времени), а также за оставленный без необходимости работающий двигатель (максимум 2 минуты при температуре воздуха ниже -15 градусов Цельсия).

Обычно сумма штрафа за неправильную парковку (независимо от характера нарушения) составляет €10 (713 руб.), однако она может быть увеличена (согласно указу Министерства внутренних дел Финляндии) до €40 (2850 руб.), если неправильная парковка затрудняет движение других автомобилей.

Штраф необходимо оплатить через банк в течение двух недель (отсчет ведется от даты, указанной на штрафной квитанции). За просрочку начисляется пеня в 50% от суммы штрафа. В случае неоплаченного штрафа и пени дело передается в агентство по сбору долгов. Россиянам за такое грозит отказ в визе.

Аренда автомобилей в Финляндии

Для проката автомобиля необходимо:

  • иметь водительские права международного образца (оформление отдельного международного водительского удостоверения не требуется, так как Финляндия, как и Россия, подписала Международную конвенцию о дорожном движении),
  • быть старше 19 лет (в разных компаниях требования к возрасту могут отличаться, часто зависят от класса арендуемого авто (чем дороже автомобиль, тем старше должен быть арендатор)),
  • иметь стаж вождения не менее года (это условие также меняется в зависимости от компании по прокату),
  • предоставить кредитную карту для «заморозки» залога.

В качестве залога на карте блокируется сумма (примерно от 500 до 1000 евро, т.е от 34 874 до 69 748 руб.). В случае если автомобиль возвращен без каких-либо повреждений, сумма разблокируется. Следует иметь в виду, что если вы нарушали ПДД, то штрафы поступят на адрес прокатной компании, а та, в свою очередь, спишет их с залоговой суммы. Если автомашина берется напрокат только в одну сторону (не нужен возврат именно в тот пункт аренды, где был выдан автомобиль), обычно оплачивается «one way fee» в размере от 50 до 100 евро (3487–6975 руб.).

Техническое состояние автомобилей всегда отличное, при этом стоимость аренды машин в Финляндии выше, чем в других странах Европы, и зависит от сезона: наиболее высокие тарифы летом и зимой, ниже — весной и осенью.

Opel Corsa будет стоить от €29 в день (2023 руб.)

Volkswagen Jetta — от €72 (5022 руб.)

Стоимость топлива

В Финляндии доступен неэтилированный бензин (95 и 98) и дизельное топливо.

Газовые заправки (CNG) располагаются в основном в южной части Финляндии. В качестве топлива для газового оборудования в Финляндии используется метан, а не пропан-бутан.

Средние цены на все виды топлива по состоянию на июль 2016 г.:

  • Lyijytön bensiini 95 — €1.39 (97 руб.)
  • Lyijytön bensiini 98 — €1.46 (102 руб.)
  • Diesel — €1.18 (83 руб.)
  • Maakaasu — €0.90 (63 руб.)

 


 

Наверняка многие автопутешественники, особенно живущие на западе России, уже ездили в Финляндию. Если вы не из их числа, то мы настоятельно рекомендуем посетить эту близкую к нам европейскую страну. О достопримечательностях и других интересностях вы сможете узнать из многочисленных источников информации, мы же рассказали о дорогах и особенностях правил движения.

Как вы убедились, дороги тут хорошие. Поэтому если вы даже решите ехать в Финляндию на спорткаре или крохотной малолитражке, смело отправляйтесь в путь!

Проехать сможете везде, даже по грунтовым дорогам, которых здесь немало, но их ровность вас порадует. В некоторых городах есть дороги, вымощенные брусчаткой, есть участки с трещинками на асфальте, но все эти проблемные места несопоставимы по количеству с отличным асфальтом.

Только постарайтесь не нарушать правила дорожного движения, они практически такие же, как и у нас в России, только за их нарушениями следят множество камер, а штрафы платить придется довольно большие.

Удачного путешествия по дорогам, качество которых для страны, в которой довольно «прохладно и мокро» практически круглый год — на зависть отменное.

Добро пожаловать в Финляндию!

 

Статья с сайта Drom.ru