Чип-тюнинг пользуется славой самого дешевого и быстрого способа добавить мотору мощности. Цены на перепрошивку блока управления двигателем начинаются буквально с 5–7 тысяч рублей. Правда, польза от подобной операции зачастую вызывает сомнения. Скорее, надо ориентироваться на сумму 15–25 тысяч. Впрочем, если результат заметен, то и это не много! Правда, разработки самых именитых западных тюнинг-контор могут стоить даже более 150 000 рублей. Drom.ru разобрался, от чего зависит успех и каковы риски.

Откуда у двигателя скрытые резервы?

У большинства автомобилистов есть разумные причины сторониться чип-тюнинга. Машину создавали инженеры, которые уж точно знают про свой мотор больше, чем разработчики разного рода «улучшений». Не надо грязными руками лезть в чистый, отлаженный программный код блока управления двигателем.


Сторонники чип-тюнинга смотрят на дело иначе. У автопроизводителя есть миллион причин искусственно «задушить» серийный двигатель: нужно вписаться в экологические требования, перевести мотор в более доступную налоговую категорию или показать чудеса экономичности. Те, кто застал карбюраторные машины, наверняка помнят, как какая-нибудь вазовская «восьмерка» была отзывчива на педаль газа. Да и инжекторные двигатели раньше были способны на большее, когда действовали нормы «Евро-0» или даже «Евро-2». Нынешние требования — «Евро-6» — сделали так, что характер многих моторов испортился.

Впрочем, «слегка придушенный» двигатель — это еще не самый подходящий объект для чип-тюнинга. Ведь существуют также и «сильно задушенные» по маркетинговым причинам моторы. Речь о том, как автомобильные марки искусственно урезают мощность некоторых версий двигателей, когда один и тот же агрегат получает разный уровень форсировки — так «разводят» на рынке несколько модификаций или моделей машин. Возьмем, к примеру, Volkswagen Tiguan предыдущего поколения. На него устанавливали две версии одного и того же турбированного 2,0-литрового мотора — CAWA на 170 л.с. и CAWB на 200 л.с. «Младшую» модификацию можно превратить в «старшую» как раз путем чип-тюнинга. Еще один пример, когда перепрошивку, что называется, «доктор прописал» — это Возьмем, к примеру, Ford Kuga с «младшим» турбированным бензиновым мотором 1.5 (150 л.с.). Технически он не отличается от «старшего» двигателя, выдающего 182 л.с. Поэтому под этот автомобиль разработана целая гамма прошивок, лучшие из которых позволяют выжать до 192 л.с.

Кто разрабатывает прошивки?

Разработкой и продажей альтернативного софта для блоков управления двигателем занимаются и специализированные конторы, и отдельные энтузиасты. К числу первых можно отнести, например, британскую фирму Celtic Tuning, которая создает прошивки не только для огромного множества легковых автомобилей, но также для грузовиков и даже тракторов. В нашей стране широкое распространение получили прошивки местных кудесников программного кода. Некоторые из них скрываются под никами вроде Razdolbay, Chelyaba или Vovan123, другие же гордо подписываются своей настоящей фамилией. Популярны «авторские» прошивки Бунеева, Федоренко, Армеева.
На какую прибавку мощности можно реально рассчитывать?
Первое, что надо знать, если вы подумываете о чип-тюнинге: из атмосферного мотора многого не выжать. Стандартный прирост мощности не превышает 10%. Например, 2,0-литровый агрегат, который раньше устанавливали на Mazda3 (и многие другие модели компании до эпохи моторов серии SkyActive), после перепрошивки развивает примерно 165 сил против 150 у «стоковой» версии. И это еще оптимистичный сценарий. Если же двигатель изначально «заточен» на спорт (как, скажем, многие моторы BMW), то в честных конторах по чип-тюнингу вам пообещают разве что шестипроцентный прирост мощности. На деле этот эффект будет едва заметен.

Сколько стоит «чипануть тачку»?

Обычно вся операция занимает около полутора часов и цена вопроса невелика. В случае с атмосферными двигателями чип-тюнинг часто стоит в пределах 10 000 рублей (зависит от модели). «Чиповка» турбированных моторов выходит дороже — 20 000–25 000 рублей. Смотреть объявления по чип-тюнингу на baza.drom.ru.
Другое дело — наддувные бензиновые моторы и турбодизели. Чип-тюнинг позволяет программно увеличить давление наддува, и потенциал такой операции может быть весьма велик, в зависимости от конкретной версии двигателя. Если взять «старшую» модификацию двигателя, то из нее можно дополнительно выжать около 10–15%, а вот из того же мотора, который был принудительно дефорсирован производителем, можно получить прибавку и в 30%. В итоге — в абсолютных цифрах — оба двигателя достигнут примерно одного и того же потолка мощности.

Это вообще законно?

С точки зрения ГИБДД и техосмотра вмешательство в программный код заводского блока управления двигателем или установка дополнительного блока, подключающегося в разрывы штатных кабелей, — это переоборудование автомобиля, требующее обязательного согласования с ГИБДД. Формально автомобили с чип-тюнингом не могут пройти техосмотр и регистрационные действия. Но на деле проблем ни у кого не возникает. Инспектор или сотрудник пункта техосмотра не в состоянии узнать, проходил ли стандартный чип перепрошивку. А если у вас установлен чип-бокс, то нужно не забыть его снять перед общением с проверяющими органами. Эта процедура займет минут 15.

С точки зрения автопроизводителей чип-тюнинг не рекомендован ни в каком виде, даже если вы «зальете» официальную прошивку, взятую от более мощной модификации вашего мотора. Многие марки в последние годы объявили войну неофициальным прошивкам. Когда вы посещаете дилерский центр, с помощью сканера проверяют, какая программа «залита» в блок управления двигателем, и при обнаружении вмешательства клиента снимают с гарантии.

Как происходит сам процесс чип-тюнинга?

Все делается при помощи простого перепрограммирования блока управления мотором или установки дополнительного блока. Идея очень соблазнительная: не требуется никакой технической переделки силового агрегата. Процедура быстрая и гораздо более дешевая (есть вполне эффективные варианты в пределах 20–25 тысяч рублей), чем другие способы повышения мощности. Но, правда, и менее эффективная. Серьезного прироста отдачи можно добиться только увеличением рабочего объема и добавлением наддува (а если турбина или компрессор уже есть, то заменой этих узлов на более производительные). Наконец, радикальный способ — смена мотора, или так называемый «свап». Но все эти переделки требуют гораздо более серьезных бюджетов, чем в случае с чип-тюнингом.

Как разводят те, кто обещает «чипануть» за «три копейки»?

Мелкие гаражные сервисы готовы взяться за перепрошивку двигателя буквально по цене шиномонтажа. Цифры увеличения мощности они берут просто с потолка: вам могут пообещать 20–25% прироста и при этом залить ПО, которое вообще не проходило серьезную отладку в разных режимах работы мотора и замеры на динамометрическом стенде. Часто клиенту обещают еще и небольшое снижение расхода топлива. Но это уже и вовсе сомнительно с учетом роста мощности. Поди узнай, кто разработчик и по какому принципу он «подрихтовал» те или иные параметры работы двигателя. На деле после обращения к непроверенным чип-тюнерам часто эффект бывает нулевым, а иногда двигатель начинает выдавать различные ошибки и переходит в аварийный режим. В таком случае надо требовать от мастера вернуть «стоковую» прошивку. Лучше еще до начала всех операций уточнить, готов ли исполнитель вернуть машину в заводскую конфигурацию в случае неудачи.

Существует два основных варианта вмешательства в работу блока управления двигателем. Первый — классическая перепрошивка заводского ECU. Такой метод применим практически к любому существующему мотору. Но не ко всем! Существуют блоки, память которых поддерживает только одноразовую запись (на заводе) и дальше работает в режиме «только чтение». Другой вариант — установка дополнительного чип-бокса под капот. Монтаж или демонтаж такого оборудования занимает минут 15, и сделать это можно самостоятельно без визита в сервис. Но этот способ работает только с турбомоторами. Есть еще несколько сомнительная альтернатива: небольшое устройство вставляется в диагностический разъем OBD-II: пока оно подключено — машина «чипованная», вынул — снова «сток». Если чип-бокс под капотом подключается в разрывы соединений между ECU и различными датчиками, то бокс в салоне якобы прямо на лету взаимодействует с блоком управления двигателем через интерфейс OBD-II. Рассмотрим все эти варианты подробнее.

Опасен ли чип-тюнинг?

Ко многим современным двигателям есть претензии по части надежности, и следует отдавать себе отчет, что любой чип-тюнинг повышает риски поломок. Даже грамотно сделанная прошивка предполагает повышенные нагрузки на мотор, а значит, ресурс узлов и агрегатов сокращается.

В Сети встречаются страшилки, написанные якобы сотрудниками заводов. Мол, «младшие» версии двигателей (имеющие низкую степень форсировки) получают поршни из менее выносливых сплавов, чем такие же моторы большей мощности. Причем коды запчастей могут быть одинаковыми, но по факту завод делает маломощные моторы заведомо менее выносливыми и «чиповать» их опасно. Верить ли этой информации — вопрос философский. Надежных доказательств нет.

Пожалуй, наиболее безопасно перепрошивать те моторы, которые на заводе намеренно дефорсируют для российского рынка, чтобы двигатель попал в более выгодную налоговую категорию. Порой сам дилер при продаже предлагает разблокировать «спрятанные» лошадиные силы. Можно не сомневаться, что мотор на них рассчитан.

Классическая перепрошивка: на свой страх и риск

Эту операцию можно сравнить с установкой взломанной операционной системы на айфон (jail break): в блок управления двигателем записывается неофициальная версия программного обеспечения. Специалисты по чип-тюнингу подключают специальное оборудование к диагностическому разъему машины и «заливают» свое ПО. Практика показывает, что для всех популярных двигателей такие прошивки существуют. Они меняют режимы работы топливной системы, повышают давление наддува, отключают EGR (систему рециркуляции выхлопных газов), переводят двигатель, соответствующий современным экологическим классам, в режим «Евро-2» и осуществляют другие подобные хитрости на уровне «софта».


Если после этого двигатель завелся и лампочка Check Engine не горит, то можно считать, что процедура прошла успешно. Так бывает не всегда. Прошивка может сразу заставить двигатель выдавать ошибки, работать нестабильно или перейти в аварийный режим ограничения мощности. Даже если на первых порах все работает нормально, надо понимать, что особенности нового программного кода — кот в мешке. Мотор может не подавать тревожных признаков до поры до времени, но под большой нагрузкой начнет работать со сбоями. Клиенту остается только надеяться, что неофициальная прошивка действительно разрабатывалась профессионалами и проходила скрупулезную обкатку на динамометрическом стенде в самых разных режимах.

Чип-тюнинг через диагностический разъем не оставляет внешних следов. Но, как говорилось выше, если машина на гарантии, могут быть проблемы. Чтобы их избежать, приходится накануне визита к дилеру вновь ехать на чип-тюнинг, чтобы установить «родную» программу. Ну а после посещения дилера нужно прошиваться заново. Естественно, каждая такая процедура стоит денег, так что пока машина на гарантии, экспериментировать подобным образом довольно накладно.

Официальный чип-тюнинг — без потери гарантии

Если большинство марок всячески препятствует чип-тюнингу, то, например, компания Volvo избрала обратную стратегию. Прямо на официальном сайте есть ссылка «Найти прошивку для моего Volvo». Она ведет на страницу придворной тюнинговой марки Polestar. Клиент сразу видит официальные цифры будущей мощности и динамики, подтвержденные самим производителем. Операцию осуществляют дилерские центры (в том числе российские), и гарантия на двигатель не пропадает.
Чип-боксы для турбомоторов: как это работает?
Сама идея выглядит сомнительно: вживлять под капот некую электронику, которую нужно «подружить» с основным ЭБУ. Ясно, что такая «дружба» никак не предусмотрена производителем, а сам принцип взаимодействия двух блоков на первый взгляд непонятен. Похоже на какую-то имитацию чип-тюнинга. Однако же подобные блоки выпускают в том числе и такие именитые фирмы, как Brabus. Дурить автомобилистов не в их правилах, так что давайте разбираться.

Чип-бокс не может установить в стандартный блок другую программу работы, но может «задурить ему голову». По сути, он занимается подлогом: посылает в блок управления фактически ошибочные данные от различных датчиков. Так удается заставить ECU повышать давление наддува и менять пропорции воздушно-топливной смеси. Кабели от чип-бокса подключаются в разрывы стандартных каналов. Физически разрезать провода не требуется — помогает специальный разъем-переходник.

Устройства могут работать по одному или нескольким каналам. В теории, чем больше каналов контролирует бокс, тем точнее его программа может подбирать параметры работы мотора. Как правило, большее число каналов характерно для более дорогих моделей. В случае с бензиновыми моторами одноканальное устройство работает только с датчиком наддува, двухканальное — также с датчиком разрежения во впускном коллекторе, а трехканальное использует вдобавок еще и датчик положения распредвала. На дизельных двигателях подключение производится либо только к датчику на топливораспределительной рампе (Common Rail), либо задействуется и датчик наддува, либо в качестве третьего канала еще используется датчик распредвала. Большинство чип-боксов работают с двумя каналами и более. Однако какой-то принципиальной разницы в декларируемой на выходе мощности не наблюдается. Как оно на практике — ответ даст только диностенд.


Первый плюс чип-бокса: устройство несложно установить и снять самостоятельно в любое время. К тому же пользователь может со смартфона управлять работой блока, выбирая из нескольких режимов. Но и минус сразу очевиден: чип-бокс не управляет двигателем напрямую, в отличие от полноценной прошивки, которая может влиять на большее число параметров и более грамотно управлять поведением мотора.

Сколько можно выжать из двигателя с помощью чип-бокса? Например, компания Brabus обещает, что ее устройство, установленное на Mercedes C200, позволяет поднять мощность со 184 до 225 л.с. (на 22%) и сократить время разгона до 100 км/ч с 7,3 до 7 секунд. Это похоже на правду. Особенно если посмотреть на YouTube серию роликов с тестами чип-боксов разных производителей на диностендах и обычных дорогах.

Пример теста пяти чип-боксов на Volvo XC60 2.4

Турбодизель Volvo XC60 «в стоке» показал 179 л.с. Один из чип-боксов сразу перевел автомобиль в режим Check Engine, но четыре других сработали как надо. Мощность выросла до 213–220 л.с. (18–28%) в зависимости от устройства. Время разгона до «сотни» упало с 10,7 до 10 секунд (с любым из четырех блоков).


Результаты тестирования с Youtube-канала ЧипТюнинг.RU

Но далеко не все испытания проходят так успешно. Бывают ситуации, когда на других автомобилях те же самые чип-боксы вообще не дают роста мощности и заставляют блок управления двигателем выдавать ошибки. К счастью, среди продавцов чип-боксов заведена такая практика: дать клиенту устройство на «тест-драйв» сроком в 14–50 дней. Конечно, полную стоимость придется выложить сразу, но в случае недовольства результатом можно вернуть изделие и получить деньги назад.


Цены большинства популярных на российском рынке чип-боксов (MS-Chip, Gan, Rambach, Race Chip, RSChip) укладываются в диапазон от 23 000 до 40 000 рублей. Но, например, породистая «коробка» от Brabus гораздо дороже: в зависимости от модели — от 90 000 до 140 000 рублей. У фирмы Abt, специализирующейся на Audi, Volkswagen, Seat и Skoda, цены «младших» разработок начинаются от 70 000 рублей, а чип-боксы на наиболее крутые модели стоят больше 150 000 рублей.

Изменение отклика педали газа

Еще один вид электронного тюнинга, который способен изменить характер машины, — это устройства, изменяющие чувствительность электронной педали газа. В салоне появляется небольшой пульт, кабель от которого идет к педали акселератора и подключается в разрыв штатных кабелей через специальный разъем. Зачем? Бывают дорожные ситуации, когда отзывчивость педали газа стоит варьировать — на бездорожье или, наоборот, при активном вождении. Кстати, этим приемом пользуются и сами автопроизводители. Например, Land Rover со своей внедорожной системой Terrain Response или огромное количество автопроизводителей, декларирующих так называемый «спорт-режим». Но нужно понимать, что устройство, меняющее отклик электронной педали газа, — недешевое. Скажем, за MS-Chip Speed Boost просят 19 500 рублей. Само устройство универсальное: утверждается, что подойдет и Смарту, и Porsche 911. Разница будет в программной начинке, но не в цене.

Чип-боксы под разъем OBD-II: магия самовнушения

Этот вид чип-тюнинга большого распространения не получил, и тому есть причина: сама возможность подобным образом воздействовать на блок управления двигателем кажется весьма сомнительной. Речь идет о миниатюрных «коробочках», которые нужно подключать к диагностическому разъему ODB-II. Утверждается, что устройство будет в режиме реального времени воздействовать на блок управления двигателем, заставляя его работать по более «спортивной» либо по более экономичной программе.


На рынке есть изделия, которые можно твердо назвать бутафорией и профанацией. Например, устройство EcoObd2, которое можно заказать из Китая всего за 500 рублей. Многие энтузиасты чип-тюнинга проделывали вскрытие этого и подобных изделий и обнаруживали внутри простенькую микросхему, которая вообще не способна посылать и отправлять сигналы через интерфейс OBD-II. Единственная функция этой «электроники» — моргать разноцветными светодиодами, изображая кипучую деятельность.

Однако существуют аналогичные устройства и от известных западных производителей чип-боксов. Все выглядит по-взрослому: эффектный карбоновый корпус, приложение для смартфона, с помощью которого можно выбирать режим работы двигателя. Обещают, что пока устройство подключено, оно заставляет электронный блок управления мотором работать по скорректированной программе, и прирост мощности составляет 12%, а экономия топлива — аж 15%. И просят за такие модели уже вполне серьезные деньги — 12–15 тысяч рублей.


Работает ли схема, которая при помощи каких-то сигналов воздействует на чип прямо «на лету»? Специалисты сильно сомневаются, что интерфейс OBD-II вообще позволяет подавать на блок управления двигателем подобные сигналы, которые будут менять его режимы работы по ходу движения. При подготовке этой статьи нам не удалось найти серьезных испытаний подобной техники. Если кто-то из читателей видел отчеты о реальных тестах таких чип-боксов — пожалуйста, пишите в комментариях! Ну а пока проверить свою внушаемость может каждый: фирмы, торгующие такими устройствами, дают их на «тест-драйв» на несколько недель.

Выводы

• Для владельцев турбированных автомобилей чип-тюнинг — это реальный и недорогой способ получить заметную прибавку мощности. На атмосферном двигателе дополнительные лошадиные силы можно и не заметить.
• На турбомоторах работают оба варианта: и классическая перепрошивка, и чип-боксы. На атмосферных — только перепрошивка.
• Покупайте чип-боксы только у тех компаний, которые предлагают тест-драйв и обещают возврат денег в период не менее двух недель с момента покупки, если вас не устроил результат.
• На 30-процентный прирост мощности рассчитывать не стоит, но добавить турбомотор 15–20% (в зависимости от модели) вполне реально.

Материал с сайта Drom.ru 
Автор: Павел Ёлшин