Все мы учились в разных автошколах, но практически все базовые техники вождения нам преподавали одинаково. Есть ряд заблуждений о контраварийном вождении, которые сегодня развенчает профессиональный гонщик, инструктор Успенский Ралли Техника (УРТ), Infinity Driving School, Porsche Driving Center Russia. Итак, начнем…

 

  • Хват рук на руле – 10 и 2. Держать руки выше всегда учили и продолжают учить. Плюс высокого хвата заключался только в одном на автомобилях без гидро- или электроусилителя руля становится легче прилагать усилия, чтобы повернуть руль. Но времена изменились, и на современных автомобилях куда удобнее держать руки ниже, большие пальцы – в районе «спиц». Кстати, кнопки мультимедиа на руле и лепестки как раз расположены под современный хват. Руки таким образом держать куда удобнее, и самое главное – диапазон поворота руля двумя руками, не прибегая к перехватам, сильно увеличивается.
  • Чем выше сидим – тем лучше чувствуем габариты. Еще одно большое заблуждение. Видеть капот совсем не обязательно, чувство габаритов от этого никак не зависит. Более того при высокой посадке взгляд водителя уже имеет не прямую линию, а направлен сверху вниз и таким образом фокусируется на ближайших метрах дороги. А если, скажем, увидеть на скорости яму за секунду до сближения – тут и Квят не успеет среагировать. Так что сидеть лучше ниже – улучшается центр тяжести автомобиля, и водитель лучше чувствует свой авто.
  • Одних зеркал – достаточно. Тенденция нашего времени – водители при перестроении все чаще и чаще ограничиваются зеркалами. «Мертвых зон» никто не отменял – если уверенности нет – быстрый поворот головы помогает убедиться в безопасности и уверенном выполнении маневра.
  • Я берегу свой двигатель и переключаюсь не позже 3000 оборотов. Если вы действительно хотите, чтобы ваш двигатель прослужил долго – ему периодически просто необходима нагрузка – то есть работать он должен в полном диапазоне оборотов, хотя бы периодически. Так же и при обкатке – правильно обкатанный мотор должен работать на всем диапазоне.
  • Задний привод занесет, а передний – снесет. Не стоит все сводить к приводу автомобиля, и бояться определенных последствий на скользкой дороге. Большинство аварий и вылетов происходит из-за работы с весом машины, а не из-за ее типа привода. Задний привод «сносит» не менее охотно, чем передний. А при ошибочном торможении или сбросе газа – в занос может уйти любой переднеприводный авто.
  • Газ – только на выходе из поворота при выпрямлении руля. Далеко не всегда это так. Очень часто легкий, или «нулевой», газ возможен и очень помогает уже на входе в поворот. В автошколах это объяснялось – мол, чтобы тяга была. На самом деле, легкий газ с самого начала поворота позволяет добиться оптимальной развесовки автомобиля и способствует максимально плавному, комфортному и безопасному прохождению поворота. А вот «открывать», добавлять газ – действительно стоит только по мере выпрямления рулевого колеса.
  • При недостаточной поворачиваемости 99% водителей докрутят руль еще сильнее в сторону поворота. И тем самым допустят грубейшую ошибку, и спровоцируют еще больший «снос» автомобиля. Если на скользкой дороге вы повернули руль и почувствовали, что автомобиль явно проскальзывает и полноценно не реагирует на поворот руля, нужно заставить себя руль «подвыпрямить». В этом случае передние колеса вновь «зацепятся» за дорогу и начнут поворачивать. Тема эта очень сложная и одной теории здесь ограничиться невозможно. Так что сразу к следующему пункту…
  • Школы экстремального вождения следует посещать только с большим стажем. Если есть желание – приходите на повышение квалификации да хоть сразу после получения прав. Занятия в школах контраварийки – это как минимум ваша бесценная практика, именно практика – выхода из сложных ситуаций. Репетиция внештатных ситуаций, экстренных торможений и объезда препятствий, выхода из разнообразных скольжений и понимание предельных возможностей собственного автомобиля.

Тем не менее, нужно, прежде всего, понимать, что есть миллионы нюансов в технике водительского мастерства. И поэтому я не люблю книги по вождению – апеллировать сухими фактами, не объясняя на практике, неприемлемо в автоспорте.

 

Полонский 3

Автор: Дмитрий Полонский, профессиональный гонщик, инструктор Успенский Ралли Техника (УРТ), Infinity Driving School, Porsche Driving Center Russia

Победитель гонки VLN 10 Nurburgring (SP4 T) в составе Российской команды G-Drive Racing (AUDI TT RS) 2014, победитель реалити-шоу «Гонщики» ТК Пятница, победитель летнего чемпионата ДОСААФ МО по кросс-спринту (1400Н) 2014, победитель RPC 14 Summer Professionals (RWD)