Оксюморон (греч. — «острая глупость») — термин античной стилистики, обозначающий нарочитое сочетание противоречивых понятий. Например: живой труп, горячий снег, светлое будущее, дешёвый автоспорт…

В межсезонье скучно. В ожидании, пока выпадет снег для зимних забав (трек, лёд, ралли разной степени официальности), Kramar Motorsport довольно оперативно реализовали идею бюджетного автомобиля, адаптированного к автоспортивным реалиям. Реализовали — то есть построили парочку экземпляров (минимум за зиму, постоянно тестируя первенцев, соберут пять автомобилей).

Дешёвый автоспорт это 500 тысяч рублей. Как считает Роман Перевезенцев, на фоне полно- и переднеприводных раллийных машин, начинающихся от 1…2 миллионов, недорогая «классика» может быть достаточно интересна:

— Как альтернатива дорогим машинам, машина будет внешне напоминать легендарную LADA VFTS, 2105, на которой много ездили в советские времена ещё, то есть она и на фотографиях, и у всех в памяти, я думаю, интерес будет.

И что можно получить за 0,5 млн? Оказывается, готовый к старту раллийный автомобиль на базе «классики». Вновь слово Роману.

— Сумма в 500 тысяч рублей складывается из донора, которых очень много сейчас (выпуск 2107 закончился недавно), в районе 100 тысяч рублей можно найти машину с хорошим кузовом. Соответственно, 150 тысяч рублей мы тратим на каркас, сиденья, ремни, накладки, руль и всё это РАФовское оборудование, требующееся по безопасности, на этом не экономим, оно самое главное, по требованиям и действующей омологации.

Поиск наиболее бюджетного способа повысить мощность двигателя привёл к решению с установкой турбокитового комплекта. Готовый турбокит приобретается (50 тысяч рублей) на родине «классики», в Тольятти, двигатель форсируется до 160…170 л. с. При этом запчасти для двигателя, если возникает такая необходимость, стоят не более 25 тысяч рублей.

Коробка передач остаётся стандартная пятиступенчатая синхронизированная, как посчитали в команде, её в случае выхода из строя дешевле и проще не ремонтировать, а полностью менять на новую (стоимостью в сборе 15 тысяч рублей). Даже новые коробки будут вскрываться, проверяться и пересобираться более качественно. Кроме того, «родители» выразили готовность перейти и на кулачковые коробки в случае заинтересованности покупателей либо арендаторов и если стандартная КПП не будет выдерживать требуемые пробеги во время гонок.

Колея расширяется путём установки заднего моста от «Нивы», который шире классического и вместе с тем полностью подходит по всем точкам крепления, и широких передних рычагов

— Сейчас одна машина собирается на новых мостах, с «нивскими» полуосями, вторая машина — со стандартным мостом и ставятся две проставки, расширяем колею сзади проставками, — продолжает объяснять Роман Перевезенцев.

— Спереди колею расширяем путём установки рычагов известной компании Stinger, тоже тольяттинской, производство рычагов тоже заводское, они полностью встают на точки крепления стандартных рычагов, расширив колею.

Амортизаторы выбраны Bilstein, но есть варианты более бюджетных амортизаторов, посмотрим, как всё это будет работать. Берём магазинные, готовые, тюнинговые запчасти и пытаемся сделать машину бюджетной, но в то же время надёжной.

Ну и как я и говорил, с турбо-мотором момент будет ровный и достаточно высокий, мощность также будет интересная, на машине ехать быстро будет можно, но сложно.

Естественно, гонщик будет думать, чтобы её не сломать, потому что обычно сломать можно всё, а усиливать многие позиции не хочется, потому что из-за бюджетности автомобиля мы пытается надёжность, бюджет и быстроту автомобиля сбалансировать.

Неоспоримым преимуществом является стоимость и доступность любых запчастей на «классику»: всё есть в продаже практически везде.

Дабы ехать «в законе», то есть иметь возможность официально бороться за медали и подиумы, обратились в РАФ с предложением и просьбой о выделении таких автомобилей в отдельный зачёт. Турбированный двигатель подразумевает применение повышающего коэффициента, тогда пришлось бы ехать в абсолюте «с лансерами, субарами и всеми монстрами, которые сейчас ездят». Поскольку классическая заднеприводная компоновка машины не будет давать существенного преимущества перед переднеприводными машинами той же мощности, то ходатайство было удовлетворено и повышающий коэффициент к таким автомобилям применяться не будет. Можно сказать, что кубок Kramar Rally Cup уже существует. В календаре будущего года пять этапов, совмещённых с проведением соревнований чемпионата и кубка России по авторалли: три этапа пройдут в Псковской области и по одному — в Ленинградской и Ярославской. Ну и помимо призов в моносерии есть возможность бороться за очки и места в классе 1600Н кубка России, а на этапах, проводимых в Псковской области, ещё и в зачёте «Наша классика».

Автомобили можно начинать готовить самостоятельно по техтребованиям кубка (ВАЗ 2105 с двигателем до 170 л. с., стандартной КПП, дисковыми тормозами, подвеской Bilstein, и проч.) либо арендовать у самих Kramar Motorsport (начинаем звонить и бронировать, не дожидаясь весны!), обещающих, что сдаваться в аренду она будет недорого: до 100 тысяч рублей (плюс залог либо решение вопроса страхования). Важный момент: разумеется, водители должны компенсировать стоимость восстановления техники после инцидентов, а учитывая стоимость запчастей, вряд ли даже материальный вопрос станет камнем преткновения, ведь риск минимизирован тем, что и сам донор недорогой, и много стандартных запчастей, которые тоже доступны.

Напомним, что зимой планируется досконально протестировать уже построенные машины. Что интересно, в планах предложить технику на тесты многим известным гонщикам, «чтобы попробовали, дали рекомендации по подготовке машины, проверили её надежность и сравнили нашу машину с той, на которой они ездили в своей молодости». Далее прислушаться к рекомендациям и советам, окончательно определиться с комплектующими, убедиться в правильности выбранного направления либо что-то доработать к первому этапу кубка.

В общем, история намечается интересная: недорого, потенциально массово, спортивно. Учитывая, что у команды уже есть опыт организации обслуживания на соревнованиях и успешной подготовки спортивных машин, ожидания весьма оптимистичны.

Презентация для более широкого круга (предварительно машину выкатили на дне рождения Kramar Motorsport) запланирована весной. А посмотреть, как строится недорогой спортивный автомобиль, можно уже сейчас.

Автор: Алексей Лозовой